Синдром Скалли

Nov 07, 2020 12:24


Давно хотел описать то явление, которое впервые явно ощущалось мною при просмотре одного из моих самых любимых сериалов - «Секретные материалы». Это как маленький колокольчик, звонящий где-то глубоко во мраке сознания, который как бы подсказывает «что-то здесь не то, что-то не так». Теперь, спустя годы я смог понять что именно он мне говорил и почему, с чем и хочу поделиться со всеми да и свои мысли привести в порядок.

Начать нужно с основной задумки сериала, а именно: Два агента ФБР расследуют всякую неведомую хрень, которую не смогли раскрыть другие отделы ФБР и полиции. Первый - Фокс Малдер, выдвигает самые невероятные гипотезы, готов поверить в самое разное, а второй, вернее вторая - Дана Скалли, «по своей натуре являясь скептиком, пропагандирует во всём научный подход» (вики). Отличная задумка с неплохим исполнением. Но есть то самое но: В мире, в котором существуют Малдер и Скалли самое невероятное действительно существует. Правда с этим самым невероятным сталкивается крайне мало людей поэтому для большинства людей, населяющих этот мир - он ничем в восприятии не отличается от нашего. Но не для главных героев! Ибо они и есть в числе того самого крайнего меньшинства, которое видит и взаимодействует с этим самым невероятным.



Вот теперь, после этих вводных, можно переходить к тому самому «колокольчику», который начинает звонить с середины первого сезона и все сильнее и сильнее чем дальше идет сериал, пытаясь поддерживать эту самую «основную задумку», формируя серии «монстров недели» (это которые не про пришельцев) по однотипной модели:

Случилось Неведомое -> Малдер делает невероятное предположение, Скалли говорит «такого вообще не бывает с точки зрения науки, этому должно быть нормальное объяснение» -> Малдер оказывается прав, Скалли или вынуждена с ним согласиться, или, как минимум, получает массу различных прямых или косвенных доказательств правоты Малдера.

Модель сама по себе прекрасная, и первую половину первого сезона от неё получаешь истинное удовольствие, но вот дальше... Возникает естественный вопрос: Почему не меняется Скалли? Почему она такая изначально очевидно: она сама по себе обладает скептическим, научным мировоззрением, и вся её жизнь и жизненный опыт говорили ей о том, что это мировоззрение является полным и правильным, ну т.е. она обычный адекватный человек обычного мира - все ОК. Но, как-то странно продолжать считать также после того как ты встречаешь странных бессмертных мутантов, тебя похищают НЛО, встречаешься с явно паранормальными способностями разных личностей ну и так далее. Всему этому она является свидетелем, у неё имеется масса доказательств, которые, конечно, она не может предъявить миру таким образом, чтобы с этим согласились все - скорее её просто сочтут сумасшедшей или выдумщицей или просто заблуждающейся (собственно, то самое что сегодня мы считаем про всех кто утверждает что видел НЛО, йети, привидений и проч.). Но лично для неё то это реальность. То что она видела, что ощущала, чему была свидетелем - это новая реальность её мира. И всё это должно изменять её, её мировоззрение. Мы можем наблюдать это в рамках основной ветви сериала - которая касается пришельцев, там на 10-ом эпизоде ветки она уже не произносит «но вообще пришельцев и правительственных заговоров по данному вопросу не существует - это выдумки», нет, там она уже вполне себе приняла эти вводные как данность и оперирует ими также, как и Малдер. Но монстры недели остаются изначальными, хотя и не должны. Странно слышать от человека, который примерно в это же время занят расследованием того как пришельцы клепают какие-то гибриды с людьми, что «предположение Маледра о том, что это сделал жуткий мутант-людоед - совершенно наивное ибо их не существует».  Она должна меняться, но она не меняется, становясь из живого человека, за которым ты следишь с первого знакомства с ним, в некую картонную сущность, которая просто произносит фразы, нужные для следования той самой основной задумке сериала и однотипному шаблону. Вот это явление я и назвал Синдромом Скалли, как и озаглавил данную статью. Неизменность героя там, где он должен меняться, учитывая все им увиденное и узнанное в рамках произошедших с ним событий. Мы, зрители, ведь тоже меняемся вместе с героем, и если не совсем беспамятны, то помним, что с ним случалось, что он видел, где был, что с ним случалось, и если потом герой внезапно всего этого не помнит, то мы хотим объяснений, типа «потерял память», или хотя бы вопросы других героев формата «ты что, забыл X?». Но нет. Этого не происходит. Малдер крайне-крайне редко спрашивает нечто вроде «Дана, а вот помнишь когда мы поймали столетнего мутанта который тебя чуть не убил в ванной и теперь он сидит в тюрячке, ты тоже говорила что это фигня и такого не бывает?», или «Эй, давай набухаемся в годовщину того, как мы выпили какой-то левой водички и стали старенькими, но потом мудрые врачи вернули нам молодость и у нас ни шрамов ни растяжек после того случая не осталось!».  А это важный эпизод в жизни их обоих, и таких эпизодов у них десятки. Но их нет - герои про них почти не говорят и действуют так, как будто их не было. И это очень грустно. В целом, если смотреть на то, как делаются подобные сериалы - подобное поведение очень логично и обоснованно. Понятно, что сценаристы очередной серии могли совершенно не знать что там было в предыдущих, да и сериала ни одной серии могли не видеть. Все эти особенности технологий понятны, но неприятные ощущения шаблонности от просмотра то все равно имеются.

На самом деле данный синдром можно заметить у многих героев сериалов, у которых каждая серия - отдельный эпизод. Но обычно он менее ярко выражен, особенно если не насыщен какими-то очень яркими событиями.

Также есть связанное с данным явление, но касающееся не самого героя, как в случае со Скалли, а с миром вокруг него, который тоже не меняется, хотя должен. Это несколько другое явление, но связанное. Оно ярко выражено в другом не менее любимом мною сериале - «Звездные врата SG-1». Там это куда смешнее ибо события, происходящие в том мире поистине глобальны, но влияния их на мир  - околонулевые. У нас тут на орбите Земли были взорваны два гигантских корабля пришельцев - да ничего, никто ничего не видел, никому не интересно, спутники ничего не зафиксировали. Даже новые звания героям спасшим планету давать не будем - лучше продолжим посылать их хз куда пусть их там мухи-мутанты едят. Но это отступление от темы..

В общем, полагаю что само данное явление в художественных произведениях мне удалось описать в общих чертах. А, как известно, «названное - значит познанное». Теперь гораздо проще будет понимать, что именно тревожит тебя в действиях героя сериала, когда он почему-то не помнит и не знает что две серии назад за ним гонялись восемь наемных убийц, разведка Ганы и четыре брошенные любовницы, поэтому он всё такой же простой парень с унылой жизнью офисного планктона. И это не про известную «дугу характера», вовсе нет! Это не про неё, это про амнезию и «лишение» опыта. То, что человек не изменил характер это может быть как раз и есть его характер - неизменность, это не про память.

Если вы знаете ещё примеры данного синдрома в художественных произведениях - обязательно пишите в комментариях, чтобы было больше фактических примеров.

Previous post Next post
Up