В продолжение вчерашнего поста о технологиях.
Но технологии в процессе течения времени не только находятся. Они, бывает, еще и теряются.
Вот недавно была история с украинскими БТР-4. Которые оказались с бракованной броней и заказчик от них отказался.
Естественно, возник вопрос, а как это получилось. И варианты были разные, включая вполне правдоподобные. Например:
В первом приближении, наиболее вероятная причина трещин - недопустимо высокий уровень сварочных напряжений, обусловленный как отсутствием термического отпуска после сварки, так и неподобающим режимом сварки - если варить в холодном цеху, а, пуще того - на сквозняках, сварной шов будет охлаждаться куда быстрее положенного, вследствие чего в металле будут возникать термические напряжения.
По хорошему - после сварки корпус должен помещаться в специальную камеру с высокой температурой (градусов этак в 200-300) и медленно в ней остывать. Но - это требует дополнительных расходов, в первую очередь - из-за затрат газа. В итоге - Государственное Предприятие 'Харьковское Конструкторское Бюро по Машиностроению им. А.А.Морозова' (ХКБМ) договорилась с Гиршфельдом, что и так сойдёт, авось не развалятся. А ведь в функции ХКБМ входит авторское сопровождение производства.
Наиболее вероятная причина - желание сэкономить, не исключено, что вследствие отпуска пр-во корпусов могло оказаться для Лозовского кузнечно-механического завода нерентабельным. Характерная деталь - «трещат» корпуса, варенные зимой, в холодных цехах, летние этому не подвержены. Топить в цехах - тоже требует газа, что при нынешних на него ценах также влетает в затейливую копеечку.
Резюме - проблемы с корпусами, в значительной степени обусловлены высокими ценами на газ и/или жадностью лиц, ответственных за выбор технологий пр-ва корпусов. Возможно, у этих самых лиц есть смягчающие обстоятельства - если всё делать "по уму" - пр-во корпусов может оказаться убыточным.
Правдоподобно? Правдоподобно! Истинно? А вот это вряд ли: дело в том, что никто газ либо другие энергоресурсы Уралмашу военными зимами второй мировой не зажимал: их просто не было. Ни газовых месторождений, еще не открытых, ни Донбасса, оказавшегося под немцами. а говноуголек Кривбасса, и так с трудом добытый, весь уходил на более срочные нужды.
И ничего. Уральцы, горьковчане, сталинградцы и москвичи не жаловались, а в неотапливаемых цехах клепали куда более сложные Т-34 и КВ и ИСами и не жужжали.
Фотки этих цехов и сейчас доступны, все желающие могут полюбоваться.
Так что увы, но приходится констатировать, что проблема куда страшнее: мы просто утеряли технологию производства.
І це є ВЭЛЫКА ПЭРЭМОГА! (ТМ)