Так уж сложилось, что вторую мировую частенько называют войной моторов. И в целом так оно и есть: танки, мотострелки, авиация...
Но совершенно упускается из виду, что основа войны - снабжение. Кто кого тут переиграет - тот войну и выиграл. Пока резали немцы линии снабжения - пока и неслись вперед на всех парах. А как перестало прокатывать - тут-то и сдулись.
А ведь линии снабжения той войны вытянули отнюдь не двигатели внутреннего сгорания. Грузовики - это ведь самый последний отрезок перед фронтом. А до того? А до того вся работа лежала на паровозах. Ибо миллионы и миллионы тонн грузов никакими грузовиками не перетащить. Особенно если ни грузовиков, ни дорог.
И вот тут-то и всплывают вещи, которые иначе как чудом назвать нельзя никак.
Сталинградская битва считается экспромтом. И где-то так оно и есть - начинали ее чуть ли не случайно пробегавшие мимо рабочие. А уж потом втянулись все.
Но лучший экспромт - это тот, который заготовлен заранее.
12 сентября 1941-го года ЦК ВКП(б) и СНК приняли решение о
строительстве железнодорожной ветки Сталинград - Владимировка. (Верхний Баскунчак-Владимировка-Сталинград) Кодовое название -
Железнодорожное строительство №10. Дорога была построена всего за 72 дня. В жизни не догадаетесь, кому именно подчинялась данная стройка (при том, что от основных обязанностей его тоже никто не освобождал!).
Вот она, одна из веток, выигравших Сталинград:
Но это было далеко не всё.
Основная проблема возникла, когда осенью 1941-го года немцы разорвали линию Москва-Курск-Харьков-Ростов-на-Дону. Оборонять юг стало невозможно: снабжение, по сути, оказалось прерванным.
И вот тут вот и случилось то, что иначе как чудом назвать невозможно. 23 января 1942-го года ГКО принял решение о постройке
Волжской Рокады. Ветки, длиной 978 (!!!) километров. В срок до августа 1942-го года.
БАМ, конечно, в четыре раза длиннее - ну так и строили ж его, почитай, весь двадцатый век! (с 1938-го года) Впрочем, и сейчас всё еще нельзя сказать, что там уже всё именно так, как хотелось.
И вот, 7 августа 1942 года по участку Иловля - Петров Вал прошел первый поезд. А 15 октября запустилось рабочее движение по всему маршруту. Вот, кстати, как всё это выглядело:
На карте штрихами обозначены обе опорные ветки, обеспечившие Сталинградскую победу.
Понятное дело, что выглядело это все... несколько нереспектабельно. Например:
Но понять это вполне можно. Дело в том, что немцы дураками отнюдь не были, и что тут строится смекнули быстро. После чего всей мощью бомбардировочной авиации пытались этому делу воспрепятствовать. С августа по декабрь 42-го на эту ветку было сделано 786 авианалетов. Вполне, кстати, успешных (естественно, с точки зрения немцев). В ответ русские научились не просто сваривать более-менее прямые куски уцелевших после бомбёжек рельсов, но еще и делать это прямо на ходу (правда, на скорости не выше 30 км/ч). Попутно эти рельсы шлифуя.
Осталось добавить только то, что у этого чуда есть конкретные фамилии. Людей, которых никогда не обвиняли в выигрыше Сталинградской битвы. Наоборот, одного из них обвиняли в тупорылости, а другого вообще записали в шпионы и враги народа.
За железнодорожным строительством № 10 стоит Семён Михайлович Будённый. А за Волжской Рокадой - Лаврентий Павлович Берия.