Волею случая, сидел сегодня в автосалоне, ожидая выдачи автомобиля. И поскольку время было, пользуясь случаем посидел во всех представленных.
Да, технологии вроде как и движутся... но как-то так медленно и печально.
Особенно неприятно то, что это медленно и печально касается не сколько высокотехнологичных вещей, сколько таких, которые уже давно относятся к освоенным и очевидным... ан нет, никто никуда не торопится.
Сегодняшний мой рассказ будет об автомобильной подсистеме, которая развивается уже почти сотню лет - но все еще имеет целый ряд нереализованных, но вполне очевидных решений.
А начну я с экскурса в историю.
Автомобиль и лошадь - системы суть принципиально разные. Причем настолько разные, что незнакомые с лошадью об этом даже не подозревают. Лошадь - это не просто медленный автомобиль, который невозможно обвешать дополнительными свистелками. Лошадь - это иная цивилизация. Цивилизация, у которой суточный пробег ограничен короткими дистанциями - около тридцати километров в сутки. При том, что человек примерно то же может изобразить и без лошади... ну, после соответствующих тренировок, конечно.
А автомобиль - это уже сотни километров в сутки. А в некоторых случаях - и больше.
Сначала свежеиспеченные водители радовались и этому. Но потом захотелось того же - но еще и с комфортом.
Рассмотрим в практических примерах.
Это - автомобиль ГАЗ-А, 1932 года.
Как видите, никакими органами управления вентиляцией, а тем паче - климатом, он не располагает. Что на улице - то и в машине. Только с бодрящим ветерком по ушам. Летом - с горячим, зимой, соответственно, с леденящим.
Позже сообразили, что отсутствие ветерка есть хорошо... особенно в стране, где девять месяцев в году - зима. Однако никакого особого отопления от этого у массовых автомобилей не добавилось.
Но шли годы, и уже ко второй половине пятидесятых массовые автомобили обзавелись отопителем. Вот Москвич-402 с отопителем. (Предыдущая модель отопителя еще не имела)
Как видите, отопление уже было - и это несомненный плюс. Но сильно оставляло желать лучшего. Да и потребители не крыли его матом исключительно по причине того, что в качестве альтернативы были только валенки и телогрейка. Ну и опять же - хоть какая-то часть стекла освобождалась ото льда, что несомненно, радовало: всегда приятно видеть, куда ты едешь :)
Еще позже высоконаучная мысль догадалась, что кроме стекла и ног, можно добавить и другие направления. Так неспешно появились центральные дефлекторы, потом к центральным добавились боковые, еще позже - появились отдельные дефлекторы, предназначенные для разморозки боковых стекол в зоне зеркал заднего вида. Постепенно передняя панель приобрела более-менее привычный нам вид:
И тут кому-то очень умному пришла в голову мысль: а ведь в машине больше одного ряда сидений!
И потихоньку и неспеша начали добавляться и воздуховоды назад. Сначала добавились воздуховоды к ногам задних пассажиров, что не могло не порадовать в плане отопления замерзших ног...
Потом вспомнили о том, что у пассажиров не только ноги есть:
А вот сегодня я обратил внимание, что наконец-то неспешно, но начала идти в массы еще одна очевидная идея - что и выше колена у пользователя что-то есть.
Впервые эту вещь я увидел у БМВ 7-й серии. Впечатлило. Забавно и удобно.
Потом она появилась у Шкоды Суперба. Тоже неплохо.
А вот сейчас я увидел ее у автомобиля куда более близкого к народным массам - у Форда.
Вы уже догадались, о чем идет речь? Правильно, это....
... вентканал в стойке.
Ну, собственно, остался последний, самый маленький штришок. Исходя из соображения, что холодный воздух опускается вниз, а не поднимается вверх, для устойчивой работы климатической системы в режиме холода следует добавить еще один блок воздуховодов - где-нибудь наверху, над головами пользователей второго ряда.
И тогда можно будет сказать, что всего за сотню лет эволюция сделала то, что мог бы сделать один человек с фантазией всего за один вечер :)