R&J, фестиваль "Звёздная маска" в ЦАТРА

Nov 25, 2017 19:16

Спекталь "R&J" под режиссурой Алексея Похресного впервые был показан на сцене Драматического театра Восточного военного округа (г. Уссурийск) 25 июня 2017 года, а 23 ноября 2017 года участвовал в Фестивале драматических театров "Звёздная маска-2017". Площадкой фестиваля выступил Театр Российской Армии (так же представленный в соцсетях: ФБ, Инстаграмм, ВК и видеоканал Ютуб). Приглашение любезно предоставлено сообществом moskva_lublu и блогером pamsik.

Спектакль "R&J" поставлен по мотивам пьесы "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира и был представлен на камерной сцене ЦАТРА. Оформление сцены выглядело многообещающим: минималистичный чёрный вместо кулис, оклеенный бумагой задник, подвесные лампы с регулирующимся накаливанием и ворохи бумаги на полу.


В правой части авансцены стоял стол с лампой и стул (там потом размещались Шекспир и Человек от театра)


Вдоль рампы в зрительном зале так же была рассыпана бумага - факсимиле титульного листа пьесы издания 1597 года


К сожалению это была далеко не самая лучшая постановка Шекспира, которую я когда-либо видела. Спектакль погубила избыточность.
Перво-наперво избыточность применённых знаний и умений режиссёра. Да, он, судя по всему, поклонник шекспировского театра и театра Питера Брука, не чурается театра жестокости и ему знаком вербатим. Мимо не прошли фарс и площадной театр. Ему известны ток-шоу,шок-контент, соцсети и деструктивные сообщества в этих соцсетях. Он знает, что в условиях антрепризы и минималистичности нужно задействовать хореографию и особое внимание уделять пластике актёров на сцене. Ещё режиссёр знаком с приёмами актуализации пьесы.
Но попытка всё это вместить в рамки трёхчасового спектакля, увы, успехом не увенчалась.

Выбор актёра для роли Ромео - мискаст. Для того, чтобы влюбиться девочке четырнадцати лет в эту версию Ромео, нужно гораздо больше, чем случайная мимолётная встреча на домашнем маскараде. Тут требуется долгое и очень близкое знакомство.
Особенности дикции актрисы, исполняющей Джульетту, не были учтены и обыграны в рисунке роли.

Хореографические номера, увы, предназначались для людей, находящихся в лучшей физической форме, чем труппа.

Слишком много бумаги на сцене и актёры регулярно оскальзывались на ней.

Главы семейств Монтекки и Капулетти (у Монтекки во главе мать семейства) представлены как люди с ограниченными возможностями. Синьора Монтекки с глазной повязкой, а синьор Капулетти в инвалидном кресле. Если это должно было иметь какой-то особый смысл, то он не был раскрыт и поэтому выглядел как визуальная избыточность.

Не самые удачные костюмные решения. Если исходить из их стилистики, то актёры поделены на группы, как в "Зарнице": "зелёные" (Капулетти), "бирюзовые" (Монтекки), "красные" (войска ООН? закон?) - "военные". "Чёрные" (Шекспир и Человек театра) и "посконные" (Кормилица, Пьетро и Лоренцо) и "феи-русалки" (Джульетта и синьора Капулетти) - гражданское население. Между собой стилистически как-то увязаны только костюмы "военных", но и они обладают чрезмерной детализацией, отвлекающей от происходящего на сцене. Если режиссёр задумывал представить конфликт пьесы как конфликт военной операции, в которой страдает гражданское население, то это не было очевидным и опять воспринималось как визуальная избыточность.
Джульетта, Лоренцо, Ромео:


Представитель команды "красных" Парис и дзанни Пьетро


По непонятной причине вероятная любовная связь между Парисом и синьорой Капулетти (намёк на которую мы получили в фильме Бэза Лурмана "Ромео+Джульетта") в постановке "R&J" разрослась до основополагающей сюжетной линии, которая, по идее, оказала немалое влияние на мотивы поведения героев. Правда, осталось неясным в какую именно сторону повлияла: одобрила ли синьора Капулетти срочный брак своего любовника на своей дочери, или наоборот, она была категорически против воли своего мужа-тирана? Решил ли синьор Капулетти без промедления выдать свою дочь замуж потому, что он, вероятно, узнал о связи своей жены и Париса? Увы, нас оставили в недоумении и потому кладём очередной камешек зону "избыточность".

Возможно, режиссёр задумывал постановку как фарс? За это говорит обилие шуток и намёков "ниже пояса", демонстрация панталон Кормилицы, прелестные эвфемизмы коитуса, а Меркуцио вполне способен прочесть таблицу логарифмов как роман Генри Миллера. Но рейтинг 12+. Внезапно посреди фарса нам включают микс из ток-шоу, посвящённых подростковым влюблённостям и подростковым смертям... Потом нас ждёт философический диалог Шекспира с Человеком от театра о любви и её роли в человеческом бытии. Потом нам показывают фрагменты интервью жителей Уссурийска о возможности настоящей любви у подростков. Между прочим упоминают соцсети, лайки и группы смерти. Опять я недоумеваю "что этим хотел сказать автор".

Следствием невнятного режиссёрского видения спектакля является странная и непонятная мотивация действий героев.
Почему Меркуцио лезет на рожон? Почему Тибальт злюка (плохо кормят? Он там самый тощенький из мужского состава)? Почему Парис так торопится жениться? Почему Лоренцо всё время орёт (пришёл в дом усопшей, наорал на её родителей, ушёл. Отлично утешил)? Почему Бенволио (в этой трактовке девушка) и синьора Монтекки пользуются свободой передвижения и относительной свободой выбора, а Джульетта (тоже девушка) и её мама нет?

Очень хочется посоветовать режиссёру и труппе посетить театры, которые работают на малых сценах и с сопоставимым бюджетом. Театр на Юго-Западе (камерная сцена, низкобюджетные постановки, минимум машинерии), например. Или Театр.doc (вербатим) и Театр "Ателье" (антрепризы с элементами интерактивности). Потенциал у труппы и режиссёра есть. Отлично получился образ Пьетро (Эдуард Тиняков), без пережима и излишеств. Очень недурна Кормилица (Мария Лойко). Если убрать отвлекающий костюм, то хороша трактовка синьоры Монтекки как женщины-тигрицы (Эльвира Денежкина). Есть зачатки очень интересных режиссёрских решений, но они не реализованы.

Очень надеюсь, что этот спектакль не останется самым лучшим в репертуаре театра и жителей Уссурийска и Восточный военный округ ещё ждут интересные и сильные постановки  режиссёра А. Похрестного и его труппы.

livejournal, блаадарности залу., #moskva_lublu, склеротичка

Previous post Next post
Up