Мишель - успешный парижский архитектор, его старший брат Патрис - врач, живёт в Страсбурге. Несмотря на то, что братья живут в разных городах, они неимоверно близки между собой. Однажды жена Патриса позвонила Мишелю и сообщила, что её муж исчез. Он сразу понял, где надо искать брата, и собрался в дорогу, несмотря на уговоры жены и её напоминание о том, что через несколько дней будет праздник по случаю 20-летия их дочери.
Мишель полетел в Канаду, в леса вокруг озера Абитиби. 20 лет назад они с братом уже бывали тут и решили, что хотели бы окончить свой жизненный путь в этих местах. Места там необжитые, дорог немного, поэтому (а больше по счастливой случайности) он быстро нашёл человека, который видел Патриса и продал ему домик в лесу. Этот человек и проводил его до домика.
Понимая, что брат вряд ли сразу согласится вернуться домой, Мишель предупредил жену, что задержится на некоторое время. Через 4 месяца он получил от жены сообщение, что она устала ждать и подаёт на развод, после чего решает остаться.
И всё это время Мишель вспоминает события 40-летней давности, ставшие их с братом тайной, которая так их сблизила, о которой не знают ни их друзья, ни жёны, ни дети.
1948 год, Патрису 7 лет, Мишелю 5. Матери, которая привыкла к богемному образу жизни, мальчики скорее мешают. Она пристроила их в учреждение типа пансионата или частной школы, а в день, когда начались каникулы и их надо было оттуда забрать, вообще улетела в Аргентину. Для окружающих, в первую очередь для своей матери (бабушки братьев), она создала "легенду", что дети якобы улетели с ней. Дети остались в пансионате, им стали искать приют.
Через несколько дней владелец пансионата совершил самоубийство. Патрис случайно вляпался в лужу крови и испугался, что его могут обвинить в убийстве. Братья решили сбежать. Скрывшись в лесу, они построили хижину и стали там жить вдвоём. Питались тем, что давал лес, в том числе охотились на зверей, а быт обустраивали с помощью вещей, которые удавалось найти на свалке. Из страха быть пойманными полицией и угодить в тюрьму избегали любых контактов с внешним миром, лишь однажды провели полторы недели в стоявшем неподалёку цыганском таборе и через какое-то время прибились к случайно встреченному на берегу собирателю устриц, который во время войны потерял сына, которому было столько же лет, сколько Патрису, поэтому он заботился о братьях.
Через 7 лет после побега, как раз когда братья помогали ловцу устриц, в его деревню приехала их бабушка и случайно увидела своих внуков. Она поняла, что дочь её обманула. Ещё через некоторое время мать-кукушка вернулась во Францию и бабушка выдвинула ей ультиматум: либо мать забирает сыновей и наконец начинает заниматься ими, либо она подаст на неё заявление за то, что она бросила детей, и тогда её ждёт тюрьма. Естественно, мать сразу же помчалась в деревню, обманом заставила мальчиков сесть в её машину и увезла их в Париж. Но заботиться о Патрисе и Мишеле она не намерена, впереди у них были не самые простые годы...
Сегодня, 15 августа, кинопрокатная компания Russian World Vision выпускает в российский прокат драму Оливье Касаса "Братья" (Frères, Франция, 2024). Фильм непростой, достаточно трагичный, но одновременно светлый. Это история о взаимоотношениях двух братьев, построивших свой мир, состоящий только из них двоих, и сумевших сохранить этот мир и свою тайну, даже когда они стали частью большого мира.
Сценарий фильма основан на реальных событиях - истории, которую архитектор Мишель де Робер рассказал Оливье Касасу. Понятно, что, скорее всего, при создании сценария какие-то моменты могли "докрутить", чтобы придать сюжету зрелищность и остроту, а современную часть и вовсе придумать, но даже с этими допущениями история захватывает.
Повествование идёт параллельно, многие переходы между прошлым и настоящим реализованы очень красиво. Отмечу также музыкальное сопровождение, замечательные песни.
Отдельного упоминания стоит момент, о котором я говорю очень редко - эмоциональная составляющая фильма. Практически всё время эмоции в нём выдаются дозированно, штрихами, можно сказать, в гомеопатических количествах, а в последние 15-20 минут как будто прорывает дамбу - и это делает финал обеих историй, давнишней и современной, очень сильным.
Главные роли в фильме исполнили звёзды французского кино Матьё Кассовиц и Иван Атталь, но мне кажется, что на самом деле главные тут - четыре мальчика, сыгравшие братьев в разных возрастах. Ведь если бы не было той истории, не было бы и фильма, да и вообще тут многое завязано на тех событиях.
Благодарю компанию Russian World Vision за возможность увидеть фильм "Братья" и напоминаю: он уже идёт в кинотеатрах. Поспешите, не пожалеете!