"Халява, сэр!", или о блог-турах с "границы"

Oct 24, 2015 12:01

Вот давно хотел что-то такое написать, но то некогда, то неохота или нет настроения, то забыл. События последней недели напомнили.

Существует несколько мифов-заблуждений о блог-турах в частности и блогерских мероприятиях вообще. Сами по себе эти суждения в принципе безобидны и даже, возможно, где-то работают. Но - где-то и до поры до времени. В большинстве же случаев это именно заблуждения. Перечислю основные.



Сразу уточню: на истину в последней инстанции абсолютно не претендую, просто изложу своё субъективное видение как человек, более-менее регулярно оказывающийся "на границе" - между организаторами и блогерами, совмещая порой в себе оба этих статуса.

Заблуждение №1: Блог-тур - это сплошная халява, способ провести время, ни к чему по большому счёту не обязывающий.

Способ провести время - да. Но насчёт халявы и отсутствия обязательств не соглашусь. Блог-тур в моём понимании - некая "бартерная сделка" между организаторами и блогерами: организатор предоставляет собственно инфоповод и тему для поста, а то и нескольких постов - мероприятие (трансфер, программу, часто угощение и т.д.), блогеры - отзывы. То есть формально - да, халява, но не совсем: блогеры не тратят денег, но тратят время и силы. Да и организаторы тоже не с потолка берут мероприятие. Но об этом чуть ниже.

По обязательствам, точнее, их мнимому отсутствию. Организаторы при подготовке любого блог-тура вкладываются примерно следующим (набор может варьироваться): трансфер туда-обратно, угощение (от кофе-брейка до ресторана - в зависимости от масштаба и бюджета мероприятия), программа (экскурсии и т.д.), в случае проведения блог-тура в выходной - оплата дополнительного времени сотрудникам, полиграфия (раздаточный материал, пакеты-буклеты и т.п.), сувениры и прочие подарки и т.д. Понятно, что часть этих расходов несётся задолго до появления идеи о блог-туре (ту же сувенирку или полиграфию в большинстве случаев делают оптом на полгода-год вперёд), но: то, на что потрачены эти деньги "до", таки идёт на блог-тур и засчитывается в его себестоимость. Плюс нематериальные расходы - в первую очередь время, силы и нервы.
Поэтому они вполне обоснованно рассчитывают на определённую отдачу от участников блог-тура.

К слову: "на границе" тоже есть затраты, но нематериальные - в первую очередь время. Я не считал, сколько его уходит, но в среднем около 12-14 часов на мероприятие (подготовка, проведение, сведение итогов). Может, и больше.

Тут можно возразить: блогеры тоже тратят своё время и силы, а иногда и небольшие, но деньги (на мероприятия, проводимые в городе, трансфер дают редко, приходится тратиться на транспорт). Согласен. Как блогер прикинул: на блог-тур (помимо самого тура, только обработка фото и написание поста с ответами на комментарии) уходит ну пусть 6-7 часов. Максимум. Редко когда больше, разве что после больших туров, когда выходит несколько постов - тогда по 4-5 часов на каждый пост. Но большие туры - отдельная песня, мы сейчас не про них.

Так что, как ни крути - бартер.

Заблуждение №2: Все организаторы приглашают блогеров, чтобы получить бесплатную рекламу, и ждут только хвалебных постов. Поэтому отчёты нужно писать сугубо елейно-положительные.

Чушь полная. По поводу "бесплатности" рекламы: выше я уже рассказал, что вкладывает организатор блог-тура.

Про хвалебные посты: я ещё ни разу (ни разу, Карл!!!) не слышал такого пожелания от организатора. Если какой-либо компании нужна именно реклама - она на тот же бюджет закажет её в "обычном" СМИ и получит такой же, если не больше, выхлоп. Приглашая блогеров, организатор просит об объективном отзыве, т.е. фактически блог-тур - это некий "тест-драйв" компании. Хотя при большом желании можно и это условно назвать рекламой.
Единственное, что бывают случаи, когда меня прямо просят не писать про негативные моменты, а сообщить их лично, чтобы получить возможность исправить. Вполне нормальное желание. Но большинство просто рассчитывают на то, что отзыв будет в крайнем случае нейтральным: "был, видел, спасибо за приглашение".

Далее: я никогда не прошу участников мероприятий "писать так-то и так-то" и если такое пожелание исходит от организатора - стараюсь объяснить, что "тут вам не СМИ" и заказные посты пусть обсуждают сами с конкретными блогерами, вне рамок блог-тура. На моей памяти всего один или два случая, когда я просил поправить пост, но это касалось не общей тональности поста, а отдельных формулировок. Бывает, что организатор просит упомянуть о чём-то в постах - я просто передаю это пожелание участникам. Но опять же никого не заставляю.

Заблуждение №3: Если компании платят за рекламу "официальным" СМИ - пусть платят и блогерам.

По поводу "рекламы" и цели организатора, приглашающего блогеров - выше. Теперь по сравнению поста и рекламы в СМИ.
Заказывая рекламу, любой заказчик получает полный контроль над её содержанием: от отбора фотографий до количества текста и его содержания. Это одна часть тех денег, что платят "обычным" СМИ за размещение рекламы.
Вторая часть: в любом СМИ есть свой технологический процесс, в котором задействована куча людей - от уборщицы бабы Люси до главреда Иван Иваныча - и ещё большая куча оборудования. Людям надо платить зарплату (и желательно хоть иногда её повышать), оборудование нуждается в обслуживании, расходных материалах и обновлении. И это тоже оплачивается рекламодателем.
Третья часть - вездесущие налоги, которые платят СМИ. На самом деле - рекламодатели.
Понятно, что изложено сильно утрированно, но для сравнения пойдёт.
Теперь блогер: сам себе баба Люся, Иван Иваныч, журналист, фотокор, дизайнер, верстальщик, курьер, водитель и чёрти кто ещё. Зарплату каждой из этих ипостасей отдельно платить не надо, оборудования нет (фотоаппарат и компьютер не в счёт), налоги с блогерской деятельности не платит.
Получается, что те расходы, которые организатор несёт при подготовке блог-тура, вполне сопоставимы с "расходной частью" у блогера. Да, блогеру не платят деньгами, но - смотрим сильно выше про бартер.

Отдельный случай - заказные посты. Как я уже сказал, к блог-турам это отношения не имеет, решается индивидуально и тут организатор превращается в заказчика и вправе рассчитывать на всё, что я описал как "первая часть денег, которые платят за рекламу в СМИ".

Ну и последнее.

Заблуждение №4: Блог - моя личная площадка, что хочу, то и пишу.

Отчасти верно, блогер сам себе редактор, его никто не ограничивает в том, что и как писать. Он даже вправе наплевать на всё, что я написал выше, и раскритиковать мероприятие. Тем более если действительно есть за что - организаторы, как правило, нормально к этому относятся, принимают критику к сведению и стараются исправить замеченные недостатки.
Критический пост (тем более объективно обоснованный) абсолютно не означает, что последуют какие-то мифические "репрессии" типа вычёркивания из списков и т.п. Другой вопрос, что многие организаторы до того, как определиться со списком приглашаемых блогеров, проходят по их блогам - смотрят, как и о чём человек пишет, как он общается в комментариях и т.д. Вполне нормальная практика, всем же хочется гарантировать себе нормальные отзывы о мероприятиях. И если разгромный пост один - это можно посчитать случайностью, а если негативные отзывы о мероприятиях встречаются часто - это может повлиять на выбор организаторов. И тут уж ничего не сделать.
То есть "что хочу, то и пишу" - верно, но всё же лучше писать с оглядкой на то, что будут впереди ещё проекты - возможно, даже с этим же организатором. Вот не знаю, как это сформулировать, но лучше, чем trudikk в комментах к своему посту "О блогерской этике", не скажешь:

Мы все живем в публичном поле и открытый пост не имеем права прикрывать "личной территорией".

Личная территория - это то, что только твоё. Ну максимум ещё подзамочные посты "для своих". А если пост публикуется открыто - это уже публичное.

Засим всё.

ЗЫ: Комменты временно скрываю во избежание. Причина проста: сейчас, в момент выхода поста, я не дома - уехал в Немецкую деревню на фестиваль гаражистов. Вот вернусь, раскрою всё и пообщаемся. Если будут желающие, конечно.

лытдыбр, дела посольские

Previous post Next post
Up