20 апреля я в составе группы блогеров (кроме меня, были
karbinerkurz,
skorp1on,
count_real,
timoti_liri,
mmag и
kapitolina-v) побывал в главном распределительном центре компании "МАН". Об этом мой сегодняшний рассказ.
Для начала немного о самой компании: "МАН" - это одна из крупных волгоградских торговых сетей. Отличает её от других сетей то, что это "коренная" волгоградская сеть, которая присутствует только в Волгограде и области. На данный момент в сеть входит пятьдесят магазинов различного формата (гипермаркеты "СуперМАН", дневные и круглосуточные супермаркеты "МАН", супермаркеты "ГурМАН", магазины "у дома" "Плюс"). Ежедневно волгоградские магазины сети посещает 120-130 тысяч человек (это примерно 12-13 процентов от всего населения города).
Главный распределительный центр компании расположен рядом с центральным офисом. В центре работают 280 человек, 120 из них - в цехе фасовки продукции, а 160 - руководство, технический персонал и сотрудники склада.
Здание распределительного центра соединяется со зданием головного офиса подземным переходом, пройдя по которому, попадаешь сразу в самую гущу событий...
Экскурсию для нас проводили директор по маркетингу Александр Байрамов (благодаря его приглашению и состоялась эта встреча) и руководитель центра Дмитрий Мовчанюк.
Больше всего интерьер центра напоминает большой город: высокие "дома", широкие "проспекты" и постоянное движение:
Несмотря на очень большую площадь (порядка 12000 квадратных метров) и гигантский ассортимент, управление деятельностью центра построено очень грамотно: полностью исключён бумажный документооборот, все операции - поступление товара, размещение его на хранение, выписка, сбор и отгрузка - проводятся в электронной системе управления, которая отслеживает все запасы и всегда "знает", что и где лежит. Каждому товару присваивается свой "адрес" - место хранения. Все адреса обозначены на полках:
Центр состоит из нескольких секторов: склад бытовой химии и прочих промтоваров, "сухой склад" для продуктов, цех фасовки продукции (пока вся фасовка ведётся вручную, но ближе к осени планируется закупить автоматические линии для фасовки наиболее востребованных продуктов) и холодильник. Конечно, больше всего нас порадовал холодильник. Как отметил
mmag, летом можно вместо премии отправлять людей работать сюда... :)
Всего в холодильнике три огромных камеры с различным температурным режимом - от -5 до, если не ошибаюсь, -16 градусов. Но даже в "предбаннике" возле этих камер находиться достаточно прохладно...
В целом же на территории всего центра работает система климат-контроля европейского класса, которая поддерживает постоянную температуру круглый год - это важно, чтобы продукты сохранялись дольше, тем более с нашим-то жарким летом... Вот один из "выходов" этой системы:
Когда требуется собрать товар для одного из магазинов, на это отводится достаточно немного времени, поэтому система учёта тут построена очень чётко. Сотрудник склада берёт небольшой терминал (по размеру - примерно А5), на который последовательно выводятся данные о том, с какого места сколько единиц товара надо взять. Данные выводятся без указания наименования, т.к. каждому товару уже присвоен свой "адрес" и другой товар там лежать просто не может. Благодаря этому сборка происходит очень быстро:
Кроме того, система всегда отслеживает текущие остатки товаров на "рабочих" полках, с которых производится сборка, и своевременно отдаёт команды на пополнение запасов с верхних полок стеллажей - "полок хранения", так что на полках всегда есть нужное количество товаров.
Погрузчики (кары), с помощью которых ведётся работа на верхних полках и транспортировка поддонов с большими партиями товаров:
Все товары расположены в зависимости от их востребованности и оборачиваемости: те, которые отгружаются часто и помногу, - ближе к зоне отгрузки, а те, которые нужны реже, - дальше. Кроме того, учитывается вес товаров: сначала на терминал при сборке выводятся координаты более тяжёлых товаров (они будут лежать в самом низу партии, идущей на отгрузку), а в самом конце - самых лёгких.
В зоне отгрузки находятся 10 ворот, к которым постоянно подъезжают машины на загрузку. Напомню: магазинов в сети всего 50, поэтому все ворота практически постоянно заняты.
Здесь весь товар грузится вот в такие "клети" на колёсах и загружается в машины для последующего развоза по магазинам:
И в завершение фотоэкскурсии по распределительному центру - небольшое "буйство красок":
Кстати: за коробками с бананами - специально отгороженное помещение для курения, отгороженное от остальной территории, чтобы запах табачного дыма не впитывался в продукты.
После экскурсии мы продолжили общение с Александром в его кабинете, где задали ему если не все, то многие волновавшие нас вопросы. Вот что мы узнали:
В ближайшее время (ориентировочно конец лета или начало осени) планируется введение дисконтных карт, которые будут действовать во всех магазинах компании. Причём, по словам Александра, эти карты будут отличаться от аналогичных карт других сетей.
Один из главных и наиболее частых поводов для жалоб покупателей - это некорректное, а порой и просто хамское поведение охранников в магазинах. К сожалению, это общая головная боль всех торговых сетей, т.к. ни у одной сети нет своей охранной струтуры, все пользуются услугами ЧОПов. Но Александр дал нам обещание, что МАН в ближайшее время обратитсяв ЧОПы, с которыми он работает, с соответствующими рекомендациями.
В этом году планируется открыть ещё несколько магазинов компании, в том числе и "СуперМАН" в Красноармейском районе Волгограда (я живу в этом районе). В принципе, компания может позволить себе открывать по магазину в месяц, как поступают другие сети, но не делает этого из-за того, что, во-первых, в компании следуют достаточно высоким стандартам обслуживания и, во-вторых, не на каждом месте имеет смысл открывать магазин. А открывать магазины "чтоб было" и через несколько месяцев закрывать половину из них как убыточные не имеет смысла.
В отличие от многих других сетей, в компании отсутствует такое понятие, как "входной билет для поставщика" и "откат". Более того, сотрудников, которые попадутся на злоупотреблении полномочиями, ждёт очень суровое наказание вплоть до увольнения.
Вот такая вот получилась насыщенная поездка...
Да, чуть не забыл: сайт компании МАН -
http://tkman.ruТакже "МАН" представлен в социальных сетях: