24 марта Дмитрий Быков прочел очередную лекцию - «Ильф и Петров. Тайна третьего романа».
- Следующая лекция цикла "Календарь" - "СПАСТИ ГУМИЛЕВА" состоится 14 ап реля.
Ильф и Петров ушли из активного читательского обихода по двум причинам: 1) старшему поколению они известны наизусть; 2) половина реалий, описанных в романах - утрачена навсегда.
· Для Ильфа и Петрова было абсолютно неожиданным появление в их литературе Остапа Бендера, сочетающего в себе черты странствующего рыцаря и благородного жулика.
· И «Двенадцать стульев», и «Золотой теленок» при всей их трагической серьезности ни что иное, как пародия на всю русскую литературу.
· Остап Бендер, странствующий жулик, стал главным героем советской литературы. Человек с гимназическим образованием, успевший хватануть досоветской действительности и теперь болтающийся по Советскому Союзу и обделывающий свои тусклые делишки… И все потому, что он единственный, в ком осталось человеческое. На фоне нелюдей 20-х годов пошляк Бендер так мил, так человечен!
· Бендер - это последний привет из русского Серебряного века. Он его классический персонаж: женолюб и любимец женщин, бродяга и авантюрист. Он разговаривает цитатами из «Нивы» и «Чтеца-декламатора». Он из тех гимназистов, из которых происходили дореволюционные одесские гимназисты Ильф и Петров.
· Бендер - медиатор, посредник между новым и старым миром. Но у него есть вторая миссия, довольно страшненькая. Он помогает советской власти в истреблении бывших в награду за то, что она будет его терпеть.
· Уже истребленных и обманутых «бывших» он доламывает до конца. Но делает это так очаровательно, что они сами готовы в этом поучаствовать.
· При всем обаянии Бендера типологически этот герой именно волк.
· С этикой в дилогии Ильфа и Петрова очень серьезные проблемы.
· Бендер - это обаятельное зло. Он пришел за тем, чтобы отнять у бывших людей последнее ситечко. Последнюю деталь, напоминавшую о старом быте.
· «Этика была отменена. Мы не знали где добро, а где зло. Вместо этики у нас была ирония», - повторяет Петров в своей книге «Мой друг Ильф».
· В мире «12 стульев» и «Золотого теленка» господствует молодой здоровый цинизм.
· «Служил Гаврила хлебопеком» - это злейшая пародия на Маяковского и ЛЕФовскую идею постановки литературы на пользу жизни. И Хина Члек совершенно недвусмысленно отсылает к Лиле Брик.
· Великолепная свобода Бендера, в том числе свобода от морали и нравственности - это единственное, что можно противопоставить советской действительности. Ни диссидент, ни интеллигент, ни мученик при столкновении с ней ореола не сохраняет.
· То, что советская власть делает с интеллигентом, показано на примере Лоханкина: «Может, когда меня порют, в этом и есть сермяжная правда?»
· Не будет большим преувеличением сказать, что молодые Ильф и Петров глубочайшим образом презирали советскую интеллигенцию.
· Первый вариант судьбы Бендера в третьей книге - это его дьяволизация, переход в мистическую плоскость.
· Чем мог бы заниматься Бендер во второй половине 30-х годов? Он мог бы работать по своей первой профессии - то есть стать хорошим, положительным чекистом. Бендер всегда переходит на победившую сторону.
· Третий роман о Бендере - это либо «Мастер и Маргарита» или, как ни странно, «Эра милосердия» Вайнеров.
· Есть и третья возможность реинкарнации Бендера. Это Штирлиц. Бендер - по природе своей медиатор, и он очень хочет побывать за границей. И он может побывать за границей, оставаясь при этом нашим. Бендер - идеальный разведчик.
· Что роднит Бендера со Штирлицем? Многое. Неотразимая мужская привлекательность. Оба они неоднократно воскресали из мертвых. И самое главное - в финале своей карьеры Штирлиц попал туда, где все в белых штанах. В Латинскую Америку.
· В третьем романе о Бендере должна была появиться женщина. Это должна была быть такая «девушка Бонда». Но рядом с Бондом всегда может быть девушка, а Бендер занимается любовью по необходимости. У него другие приоритеты.
· В третьем томе рядом с Бендером должна быть абсолютная злодейка, которая, в конце концов, его обставит. Чтобы свое последнее поражение он потерпел от женщины.