Вросший в землю древний обезличенный в 17 веке храм Успения в Печатниках на улице Сретенке

Dec 02, 2017 03:21

Следуя далее по Сретенской улице царский или княжеский поход проходил мимо древнего храма Успения в Печатниках в Земляном городе «у Стретенских ворот». Считается официально, что деревянный храм на этом месте построен в первой трети 17 века. Но давайте взглянем на фотографию храма из альбома Н.А. Найденова, сделанную в конце 19 века. Между колокольней и основным кубическим объемом, у входа в храм с улицы Сретенки видна маленькая пристройка, увенчанная крестом. Вероятно, она служила часовней или ризницей для хранения богослужебных предметов. Ныне этой пристройки не существует, поскольку в начале 20 века храм был сильно перестроен, что видно на фотографии советского периода (храм без крестов, приспособлен под какое-то учреждение). В плане храм стал почти круглым, включив в свою площадь некогда отдельно стоявшую колокольню. На фото конца 19 века мы видим, что эта пристройка настолько «вросла» в землю, что ее единственное окно находилось на уровне мостовой. Два арочных проезда в нижнем ярусе колокольни на фото 19 века выглядят непропорциональными - широкими и низкими. Собственно сам храм тоже выглядит непропорционально. Окна первого этажа кубического объема находятся на уровне глаз человека. Арочные двери входа в храм изображены без крыльца и без ступеней, и выглядят низкими, открытые створки дверей «бороздят» мостовую. Диспропорция храма, низко и неудобно расположенные окна и двери говорят о том, что первоначальный замысел зодчего был совершенно иным.



Храм Успения в Печатниках у Сретенских ворот.                                                   Тот же храм, перестроенный в начале 20 века.
Фото из Альбома Н. Найденова 19 века.                                                                              Фотография советского периода, примерно 70-е годы 20 века

Если храму мысленно дорисовать еще метра три вглубь, то мы увидим совершенно другую картину. Мысленно удлинённые проездные арки колокольни сделают ее стройной и «летящей», основной объём храма приобретает стройность, поскольку будет место для высокого цоколя. Двери нижнего этажа храма приобретут свои нормальные пропорции и смогут быть оформлены традиционным для храмовой архитектуры высоким крыльцом со ступенями.
Также и завершения храма и колокольни могли быть другими. Довольно безвкусно выглядит маленькая главка на четырехскатной крыше храма. Возможно, когда-то храм венчала высокая  крыша с нарядным фронтоном. А значит и форма сводов внутри храма должна быть устроена по-другому. Окон на фасаде храма могло быть не шесть а три. То есть они могли выглядеть длинными и узкими (возможно в 17 веке длинные узкие окна разделили пополам и растесали в ширину, оформив лепными наличниками «в стиле барокко»). Как записано в официальной исторической справке о храме: «Каменный храм построен в 1695 году в стиле московского барокко, дата постройки определена согласно надписи на одном из образов храма». Очень странное определение архитектурного стиля, поскольку в храме от «барокко», кроме оконных наличников ничего нет. И глупой выглядит датировка по записи на иконе, при том, когда совершенно очевидно, что при культурном слое около трёх метров храму как минимум 600-700 лет, а не 300, как указано в официальной справке. То есть, перед нами храм 13-14 веков постройки! В веках его «перестраивали», а по сути обезличивали, постепенно убирая древлеправославные детали архитектуры. Поэтому борьба с русским церковным зодчеством началась не в советский, как говорят «богоборческий» период, а в не менее «богоборческий» период монархии, и продолжалась с 17 по 20 век, и продолжается сегодня. Только слово «богоборческий» здесь не совсем подходит, ведь Церковь - это не Бог. Борьба идет не с Церковью, а с русской, истинно православной культурой и историей, и с народной памятью.
Причем проводилась переделка древних церковных зданий руками священников по заказу из Синода. На места синодальных членов и епископов в русские города назначались лица, окончившие Киево-Могилянский или Краковский коллегиумы, нередко проходившие обучение в иезуитских школах Европы, подготовленные для проведения антирусской культурной политики в Российской Империи. В советский период как ни странно та же линия борьбы против русских памятников продолжилась, но более открыто и грубо. Храмы разрушались и приспосабливались под клубы и элеваторы по распоряжениям ВЦИК, который возглавлял с 1919 по 1938 гг. М.И. Калинин, ставший его председателем по смерти Я.М. Свердлова. При ВЦИКе заседали многочисленные комиссии «деятелей культуггы», которые занимались «научной» деятельностью по описанию, датировкам и реставрации кое какой оставленной для музейной деятельности древности. Эти деятели были довольно грамотными, в их распоряжении оказались церковные и архитектурные архивы Российской Империи, отпускались средства на археологические исследования памятников и на научные публикации, а потому они умело скрывали истинный возраст древних зданий, вполне «научно» обосновывая свои измышления о времени постройки и архитектурном стиле памятников.



Палаты Аверкия Кириллова на
Берсеневской набережной. Храм Успения мог выглядеть примерно так.

В постсоветский период преемники тех же «деятелей культуггы» возглавили реставрацию возвращаемых РПЦ изуродованных памятников древнерусского зодчества (активно «распиливая» бюджетные средства). В период деятельности мэра Ю. Лужкова в Москве, вместе с восстановлением храмов, шло массовое разрушение памятников гражданского зодчества - древних особняков и городских усадеб, под «точечную» коммерческую застройку московской земли. Научные обоснования и разрешения сноса «не представляющих ценности» зданий давали всё те же архитектурные научные комиссии, взимая с коммерсантов немалые средства за пакет разрешительных документов. И естественно, эти научные комиссии работали в тесной связке с чиновниками административных округов Москвы - Управами и Департаментами Правительства Москвы, управляющими городской недвижимостью исторического центра столицы.
Примерно та же научно-чиновничья структура работает и сегодня, только некоторые функции по управлению городской недвижимостью теперь приобрели еще и иерархи РПЦ. Идет массовая застройка Москвы новодельными церквами непонятного стиля, в то время как древние храмы в Подмосковье и пригородах крупных городов постепенно разрушаются. Да и в черте Москвы существуют памятники церковного зодчества, которые РПЦ, видимо по политическим причинам, не собирается реставрировать. Вероятно, по тем же причинам некоторые объекты, как напр. Андроников монастырь на Таганке, вообще пытаются превратить в торговые комплексы с музеем в здании храма и ресторанами и туалетами на монастырской территории.


переделка храмов, готический - это русский стиль, древнерусское зодчество, искажение истории, храмы 13 века, неверная датировка, культурный слой

Previous post Next post
Up