Анализируем архивные документы. Клировые ведомости начала и середины 19 века.
Автор: Мусорина Е.А.
После преодоления московской разрухи 1812 г., когда послепожарная Москва более-менее была приведена в порядок, восстановлены основные объекты городской инфраструктуры, то есть все церкви, церковные строения (богадельни, дома причетников и прихожан имущих сословий), присутственных мест (полицейские участки, суды, коллегии), гражданские публичные здания и собрания, а также торговые лавки и складские помещения хранения городских продовольственных запасов, начинается период масштабного издания и распространения исторической и духовной литературы, печатания учебников, открываются подписки на серию историко-религиозных иллюстрированных журналов. Разумеется, что все эти массовые популярные издания и учебники уже были полностью основаны на новом европоцентричном мировоззрении, без всякого намека и упоминания старой дохристианской истории и древнего уклада народов, искони живших на территориях вновь создаваемой Российской Империи.
Именно начиная с первой трети 19 столетия открывается программа подготовки духовенства для приходских церквей. По сути только с этого момента начинается развертка серьезной образовательной базы и подготовка кадров для комплектации сельских и городских приходских церквей. Отчего можно сделать предположение, что только после победоносной Наполеоновской войны на территории Московии, для колонизаторов открылась возможность полностью изъять и сокрыть (или вовсе уничтожить, как говорят окончательно «зачистить») остатки старого миропонимания и религиозного сознания наших предков. Перестроить древние монументальные здания и храмовые комплексы, лишив их прежней доколониальной религиозной и гражданской символики, и заняться переписыванием датировок строительства древних городских и сельских сооружений. В частности, сегодня новых исследователей интересуют вопросы возникновения удивительных дворцово-парковых комплексов, великолепных (якобы помещичьих дворянских) усадеб и храмов, водонапорных башен, сохранившихся в совершенно отдаленных от городов местностях. Из них особенно удивляют расположенные в местах без дорог и удобных подъездов для транспорта. Каким образом в период 18-19 веков (как повествуют нам о периоде строительства памятников современные архитектурные справочники и путеводители для туристов) они могли быть возведены в чистом поле, часто среди абсолютного бездорожья, и как осуществлялся подвоз строительных материалов, технических приспособлений и строительных механизмов? Многие исследователи приходят к выводу, что именно такая особенность нахождения и расположение этих архитектурных объектов и являются доказательствами того, что построены они никак не в 18-20 веках, а много столетий ранее. За время существования подобных архитектурных памятников доколонизаторского периода изменился климат, поменялось распределение грунтовых вод, течение наземных источников, изменив топографию местности до неузнаваемости.
Примечательно, что именно начиная с окончания военных действий европейской Наполеоновской армии на территории Московии и начинается ввод программы Народного образования и просвещения в Российской Империи. А вместе с ней и подготовка грамотного и действительно образованного приходского духовенства, как преподавателей для работы в церковно-приходских школах и народных училищах. Пожалуй самого образованного за весь колонизаторский период, ведь на заре борьбы колонизаторов с российским народом и его древней культурой, к ним не могли примкнуть по настоящему умные и просвещенные представители древнего религиозного культа, возникшего в доколонизаторский период.
Созданием большого количества учебных заведений - духовных училищ и семинарий для подготовки приходского духовенства была решена задача быстрого распространения и укоренения популяризованного и адаптированного для народных масс варианта религиозных положений и мозаичных, не связанных другом с другом канвой политических причин исторических рассказов, имеющих мало общего с реально происходившими событиями.
К периоду начала массового выпуска кадров приходского духовенства для развития программы Народного образования относятся сохранившиеся в архивных фондах Клировые ведомости, самые ранние из которых датированы 1820-ми годами.
В этом отношении представляет интерес самая ранняя, составленная и поданная в Консисторию Клировая ведомость о церкви Воскресения в Барашах и членах причта от 1822 года:
«Ведомость о церкви Воскресения Христова, что в Барашах с ея причтом и приходом, состоящей в Москве в Ивановском сороке. 1822 г.
Построена 1734 года, чьим иждивением неизвестно.
Зданием каменная 2-этажная, нижняя крепка, а верхняя имеет ветхости, именно: штукатурка в ней обваливается, деревянный пол требует починки, а вокруг всей церкви карниз снаружи обваливается.
Престолов три: в настоящей верхней холодной во имя Воскресения Господня, в нижней теплой во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и в оной придел во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Утварию достаточна.
Причта положено издавна Священник, Диакон, Дьячок и Пономарь.
Приходских дворов 40, душ мужеска пола 365, женска 374.
Земли при сей церкви застроенной под домами священно- церковнослужителей 398, незастроенной под погостом 704, итого 1102 кв. сажени. План на погостную землю дан от Комиссии строений в Москве и хранится в ризнице. Дела о ней никакого не производится. Всею землею владеют сами священно- церковнослужители.
Домы у священно- церковнослужителей собственные на церковной земле, деревянные.
На содержание священно и церковнослужителей получается ежегодно из Императорского Московского Опекунского Совета процентов 95 рублей с суммы 1950 р., положенной разными людьми на вечное поминовение их родственников. Содержание от подаяния приходских людей имеют довольное.
Здания принадлежащие сей церкви суть: под колокольнею каменные две палатки и лавка, с которых получается в год доходу 800 рублей в пользу церкви.
Разстоянием сия церковь от Консистории в 2 верстах, а от местного Благочинного в одной.
Ближайшая к ней церковь Введения во храм Пресвтыя Богородицы в Барашах, расстоянием в 20 саженях. И церковь св. Иакова в Казенной в ¼ саж.
Приписных к сей церкви не имеется.
Домовых в сем приходе две церкви: 1) у Действительного камер-гера Князя Ивана Дмитриевича Трубецкого издавна, а после неприятеля возобновлена и освящена в 1820 году, служение в ней отправляется трижды в неделю Монастырскими иеромонахами. 2) У действительного тайного советника и кавалера Николая Евфимовича Мясоедова вновь устроена и освящена 1821 года Декабря 11 числа, служение отправляется ежедневно домовым священником.
О причте означенной церкви
Священник Симеон Иоаннов Соколов, 48 лет, обучался в Лаврской семинарии. По окончании Богословского курса 1798 года Мая 8 дня Преосвященнейшим Серапионом Епископом Дмитровским (что был Митрополит Киевский) посвящен во диакона Пречистенского сорока к церкви Бориса и Глеба, что на Арбате; а 1801 года Апреля 5 числа Преосвященнейшим Серафимом Епископом Дмитровским (что ныне Митрополит С-Петербургский и Новгородский) во священника Ивановского сорока к церкви Николая Чудотворца, что в Подкопаях, за подписание сего Преосвященного и ставленую грамоту имеет. 1813 года Февраля 13 дня Преосвященнейшим Августином Епископом Дмитровским определен Московской округи в село Воронцово к церкви Живоначальной Троицы. Того ж года Мая 5 числа тем же Высокопреосвященейшим Августином Архиепископом Дмитровским переведен на настоящее место. 1816 года Декабря 13 от своего Начальства определен Депутатом по Ивановскому сороку, которую должность и ныне проходит. 1818 года Февраля 27 числа пожалован скуфьею и напрестным крестом на Владимирской ленте с подписью 1812 года. 1813 года Июля 1 дня покойным Высокопреосвященнейшим Августином Архиепископом Московским и Коломенским и Преосвященнейшим Филаретом Епископом Ревельским (что ныне Архиепископом Московский и Коломенский) избран во внешнего члена Московской Академической конференции.
Учение веры знает основательно. Проповедей в год читал 15. Поведения хорошего. Никому из причта не в родстве. Штрафован не был.
В семействе у него жена Мария Александрова 41 года. Дети: Екатерина 16 лет, Михаила 10, обучается в Спасо-Андроньвском уездном училище в высшем отделении.
Диакон Иван Андреев Маршев, 36 лет, обучался в Славяно-Греко-Латинской Академии. По окончании Богословского курса 1811 года Генваря 22 дня Преосвященнейшим Августином Епископом Дмитровским посвящен во диакона Ивановского сорока к церкви Трех Святителей, что на Кулишках, за подписанием сего Преосвященного ставленую грамоту имеет. 1813 года Ноября 13 тем же Преосвященнейшим был определен Сретенского сорока к церкви Николая Чудотворца, что у Столпа. 1816 года Марта 28 тем же Преосвященнейшим Августином Архиепископом Дмитровским определен на настоящее место.
Учение веры - хорошо. Проповедей в год читал 12. Поведения хорошего. Ни с кем из причта не в родстве. Штрафован не был.
В семействе у него жена Анна Тимофеева 28 лет. Дети: Николай 10 лет, обучается в Спасо-Андроньевском уездном училище в высшее отделении. Ольга 7, Олимпиада 5, Александра 7 мес.
На пропитании у него мать, Сретенского сорока церкви Николая Чудотворца, что у Столпа, умершего священника Андрея Иванова жена Прасковья Григорьева 56 лет.
Дьячок Михаил Андреев, 50 лет, обучался в Дмитровской Семинарии до Синтаксического класса. 1788 года Мая 17 дня Преосвященнейшим Серапионом (что был Митрополит Киевский) определен в пономаря Дмитровской округи в село Горки к церкви Николая Чудотворца. 1791 года Июня 29 тем же Преосвященнейшим переведен Московской округи Селицкия десятины в село Ховрино к церкви Николая Чудотворца в пономаря же. 1797 года Июля 6 дня Преосвященнейшим Серафимом Епископом Дмитровским переведен на настоящее место в пономаря; а 1805 года Ноября 28 Преосвященнейшим Августином определен во дьячка.
Катехизис - хорошо. Поведения порядочного. Ни с кем их причта не в родстве. Штрафован не был.
В семействе у него в первом браке жена Агриппина Иванова, 50 лет. Дети: Анна, 29 лет. Дмитрий Зверев, обучается в Московской Перервинской семинарии в высшем отделении 21 года. Ольга 13 лет.
Пономарь Алексей Андреев, 46 лет, обучался в Савинской семинарии до синтаксического класса. 1791 года Февраля 20 дня Преосвященнейшим Серапионом Епископом Дмитровским (что был Митрополит Киевский) определен во дьячка Звенигородской округи в селе Аксиньино к церкви Николая чудотворца. 1794 года Декабря 6 тем же Преосвященнейшим посвящен в стихарь, из подписание Его и ставленую грамоту имеет. 1801 года Ноября 1 дня Преосвященнейшим Серафимом Епископом Дмитровским (что ныне Митрополит С-Петербургский и Новгородский) переведен во дьячка Никитского сорока к церкви Сергия Чудотворца, что на Трубе. 1802 года Августа 2 тем же Преосвященнейшим определен в пономаря Сретенского сорока к церкви Живоначальной Троицы, что на Грязях. А в 1805 году Ноября 28 Преосвященнейшим Августином Епископом Дмитровским переведен на настоящее место.
Катехизис - хорошо. Поведения Хорошего. Ни с кем из причта не в родстве. Штрафован не был.
В семействе у него во втором браке жена Варвара Герасимова, 42 лет. Дочь Наталья 18.
Просвирня Наталья Данилова, 55 лет, Богородской округи Вохонской десятины села Тимонина церкви Николая Чудотворца, умершего священника Петра Никифорова жена. 1806 года Декабря 4 Проесвященнейшим Августином Епископом Дмитровским определена к настоящему месту.
Заштатных той же церкви никого не имеется.
После умерших, равно изключенных никого не имеется.
О приходе
Какого звания прихожане
Число дворов
Число душ
В каком разстоянии от церкви
муж
жен
В том же городе:
Дворянских
Купеческих и мещанских и цеховых
Раскольнических
Крестьянских
Дворовых людей
17
21
1
1
-
37
95
2
5
226
39
103
1
7
224
В самом близком разстоянии от церкви и в сообщении никаких препятствий нет
ИТОГО
40
365
374
Священник Симеон Иванов
Диакон Иван Андреев
Дьячок Михайла Андреев
Пономарь Алексей Андреев
Благочинный Никитский, что в Басманной Протоиерей Иоанн Савельев»
В отличие от предыдущих приведенных выше ведомостей конца 18-начала 19 веков, в ведомость 1822 года включена история якобы возникновения в 18 веке храмового здания Воскресенской, в Барашах, церкви. Указана дата основания 1734 год, при этом отмечено неизвестное происхождение решения о строительстве храма, кем построен, в память какого события или его юбилейной даты основан. Хотя мы замечаем, что строительство важных монументальных, или особо эстетически оформленных доминирующих в монотонной городской среде зданий и сегодня приурочено к знаковым датам исторических событий, праздников или посвящено памяти политических деятелей разных времен. Если брать за повод для основания религиозный праздник Воскресения Христова, то без труда можем заметить, что храмов с подобным посвящением в Москве существует великое множество, и построены эти храмы, по официальной версии, в разные времена и никак не согласующиеся с датой «Воскресения Иисуса». В печатных источниках середины-конца 19 века можно встретить рассказы об основании Барашевского храма императрицей Елизаветой. Но Клировая ведомость умалчивает о строительстве храма Елизаветой Петровной и ее внимании к храму, как объекту воспоминания о ее венчании с Графом Разумовским. Очевидно, что эта версия об августейшем внимании к Воскресенскому Барашевскому храму была сочинена историками позднее того времени, когда составлялась первая Ведомость, содержащая самые первые официальные исторические сведения в идеологически утвердившейся Российской Империи о Воскресенском, в Барашеской слободе, храме и о времени его основания.
Несомненный интерес для исследователя представляют записи в книгах и ведомостях, которые причт обязан был вести для отчетности перед Духовной Консисторией о расходах и доходах, учете имущества и о своей приходской деятельности. Данная графа тоже ранее отсутствовала в Клировых ведомостях 18 века. В Клировой ведомости за 1829 год значится, что «...опись церковному имуществу есть с 1815 года, скреплена Московской Духовной Консистории секретарем Петром Воиновым, утверждена печатью оной же Консистории. Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной с 1823 года ведутся исправно. Копии с Метрических книг с 1813 года хранятся в целости. В обыскной книге выданной за шнуром и печатью Консистории 1816 года Октября 19 дня и скрепленной Николаевским, что в Хлынове протоиереем, Московской Духовной Консистории присутствующим, писанных на 107 листах не писанных 71...» Аналогичные записи мы находим в Клировых ведомостях Воскресенского в Барашах храма за 1832 и 1840 годы. Мало того, подобные книги всех церквей Москвы, упомянутые в их Клировых ведомостях так же, как книги Воскресенского храма, датированы не ранее 1813 года. Что весьма настораживает. Неужели все подобные довоенные ведомости пропали в Московском пожаре 1812 года? Ведь известно например, что в 18 веке приходское и монастырское духовенство примерно раз в 7-10 лет обязано было подавать в Консисторию опись церковному и монастырскому имуществу, куда вносились особо ценные предметы церковной старины - драгоценные ризы, инкрустированные кресты, церковные сосуды из драгоценных металлов, колокола и, конечно же, древние иконы. К сожалению ни одной Описи церковному имуществу Воскресенского Барашевского храма 18 века в архиве ЦИАМ (ОХД до 1917 г) не удалось найти за многие годы поиска материалов по данному храму. Как впрочем и описи имущества, сделанные после 1812 года. Не для того ли их изъяли из архивов, чтобы у исследователей не было возможности сравнить довоенные и послевоенные описи?
И почему вместо подлинных Метрических книг (куда вносились священниками сведения о родившихся, венчавшихся и умерших), которые велись до и после 1813 года, в Воскресенском храме хранились только копии, ведь с 1813 года и далее в Москве пожаров уже не наблюдается. И обыскные книги введены были только лишь в послевоенный период. Хотя в 18 веке проводились проверки венчающихся на предмет не беглые ли невеста или жених, для чего и приглашались свидетели на венчание, которые могли подтвердить священнику личности венчающихся. Также проверялись венчающиеся межрелигиозных браков, когда представитель западной ветви христианства - лютеранин или католик - изъявлял письменное желание жениться на российской представительнице греческой восточной христианской веры.
А не кажется ли, что под московский пожар (как причину утраты архивных документов) удобно было списать массовое исчезновение людей в Российской Империи, а также исчезновение всех старинных церковных предметов, которые несли символику старой веры наших предков. Сегодня становится понятным, что церковная утварь и богослужебные предметы наших древних предков напоминали сегодняшний церковный обиход, за исключением символики, которую наши предки наносили на церковные предметы, интерьеры и фасады древних храмов. Известно также, что до того, как появилось понятие «христианство» наши предки имели представление о кресте, и не просто знали об этом священном символе, а чтили его и изображали практически на всех предметах не только культовых, но и бытовых. Только крест этот был равносторонним или с многими лучами да еще и загнутыми концами (такой вид древнего креста присвоили себе фашисты и он теперь известен всему миру код названием «нацистской свастики», под этим символом запад проводил уничтожение населения Планеты). Но сегодня в современной христианской традиции крест почитается только лишь как распятие, то есть орудие пыток и символ смерти просвещеннейшего человека своего времени, учителя античных времен - Иисуса. Да и самоназвание христианства было сделано производным от имени этого учителя, поскольку другим его имением считается имя «Христос», хотя по умолчанию предполагается, что самоназвание религиозного культа происходит от слова и символа креста. И теперь непонятно, в чем суть этого западного религиозного течения, и для чего на вечный символ поместили распятое человеческое тело. Хотя западные идеологи, решившие сделать из древнего священного символа символ смерти, наверное, не путаются в хитросплетениях собственного толкования главного христианского символа. Он в их понятиях есть и будет символом сокращения населения на планете Земля. Да и мы помним, что они проявились в истории как крестоносцы в ранний колониальный период и опять же, как крестоносцы в период Второй мировой войны.
Для наших предков, получивших в официальной церковной истории наименование язычников, крест был понятием космического созвездия «южного креста», на котором (или при прохождении которого) в период зимнего равноденствия происходит «умирание и рождение Солнца», когда календарный день, становясь самым минимальным в году, начинает постепенно прибавляться, то есть происходит рождение «нового солнца» и нового календарного года. Отсюда произошел древний дохристианский праздник Рождества, а также и понятие тьмы и разгула разных темных стихий в Природе во время сокращения дня и удлинения ночи. Вероятно именно с этим и был связан культ Солнца у наших предков.
Почему так случилось, что наши предки стали чтить именно это космическое созвездие как религиозный символ? Возможно оттого, что в их понимании умирание и пробуждение Природы зависело от положения Солнца на космическом небосклоне. Они считали, что Вселенной управляет Солнце, и поэтому Солнце они почитали за Бога. Но сегодня в Природе что-то изменилось, и природные циклы и сезонные признаки перестали зависеть от положения Солнца (или стало очевидно, что вовсе не Солнце управляет природными циклами). Сегодня мы замечаем, что вне зависимости от положения Солнца, сокращения или прибавления светового периода суток, уже не соблюдается порядок наступления сезонов, или они не имеют теперь ярко выраженных признаков зимы, весны, лета и осени. Как видим на примере погоды в России, в текущем году зимний период был больше похож на весну. А лето бывает столь холодным и дождливым, что подходит под определение и описание осени. А весенние месяцы бывают настолько жаркими и засушливыми, что некоторые любители купания открывают купальный сезон в апреле.
Наблюдая столь наглядные изменения в видимой осязаемой Природе можно сделать предположение, что с нами вышел на контакт настоящий хозяин всего окружающего нас. Он как бы дает нам понять, что вовсе не Природа и Солнце, которых обожествляли наши языческие предки, управляют всеми живущими, и вовсе не они являются гарантами цикличности жизненных процессов.