Анализируем архивные документы. Бардак Российской Империи.

Feb 20, 2018 17:45

Анализируя дела фонда АВПРИ №131 (Татарские дела) складывается впечатление, что в этой хваленой Российской Империи был полный бардак. Вот уж где была «тюрьма народов», а вовсе не в СССР, как пытаются представить нам советский период либеральные прозападные историки. Складывается впечатление, что по дорогам бродили люди, сбившиеся в «банды», занимались воровством или просто промышляли, где чего можно «урвать». Всё четче рисуется картина разорения, нищеты и неустроенности простого населения центральной России. А колонизаторскую власть Российской Империи, как следует из тех же документов, интересовали только войны с местным населением и торговля, торговля и еще раз торговля. Для успешной торговли среди «татар» власти искали себе толмачей, умевших говорить и писать по-арабски и по-персицки. Особенно часто для этих целей привлекали волжских булгар.
В каждом городе были военные комендатуры и канцелярии, вероятно со всеми вытекающими, а именно с комендантскими
часами после начала заката солнца и с расстрелами за нарушение комендантского часа. Поэтому на картинах художников и фотографиях 19 века на улицах русских городов нет людей. Потому что художники и фотографы делали свою работу именно во время начала комендантских часов. По дорогам было передвигаться без военного конвоя и вовсе небезопасно, крали людей, детей, лошадей. «Татарами» колонизаторские власти называли вообще всех подряд - волжских булгар, калмыков, мунгалов, башкир, чеченцев. Да-да и даже чеченцы в документах Российской Империи называются «чеченские татары». И явно из документов видно, что колонизаторы не понимали местное население, и были враждебно настроены к «татарам», даже все дела, связанные с «татарами» рассматривались у них в Коллегии Иностранных Дел. Явно это были какие-то пришельцы европейы, которые как бы заново открывали, что эти т.н. «татары» являются местным, коренным населением. Если в 17 веке Романовские колонизаторы разобрались с казачеством и русскими горожанами и крестьянами подавляя восстания, то в 18 веке они принялись за всех остальных, дав им общее прозвище «татары», чтобы не сильно замарачиваться. И у них для всех была одна мерка и «лакмусовая бумажка» - перейдут в христианскую греческую веру, значит помиловать, простить воровство например, и взять на службу. А откажутся покреститься, значит наказание будет по полной.
Славяно-Греко-Латинская Академия.
Московский Заиконопасский монастырь ведал обращением
в греческую веру всех колодников по всей Российской Империи. Украинские ректоры Академии наставляли «новокрещенных» и «отпускали грехи» словом и делом. Чем не инквизиция?

АВПРИ
Фонд 131 Татарские дела
Опись 131/1
Дело 1
Год 1736
Краткое известие о Аульных Татарах, древних Российских подъячих, из коих в 1733 году насильно удержаны на Кубани.
Лист 2
Полученному рапорту в Астрахани от 29 сентября 1736 года те аульные татары кочевали близ Астрахани по реке Волге; и тому назад лет с 200 оные татары перешли кочевать к городу Терску во владение Терской окоченской слободы к князю Мусалу Санчалиеву, который был в подданстве российского Государства. А как тот князь Мусалу взят был в Москву и во отбытии своем приказал управление над теми татарами Тарковскому владельцу Суркай Шавкалу
Лист 2об
который Шефкал перевел было  тогда их татар кочевать к тарзкам назначенной князь Мусалу по прибытии ис Москвы взял оных по прежнему в свое владение к Терску. А после смерти того князя Мусала управлял теми татарами сын ево Казбулат, но по смерти сего Казбулата перешли оные татары кочевать к таркам во владение Суркай Шефкала, а сколько тому лет подлинно сказала не упомнит.
А после Суркая владели теми татарами бывших по оному Шафкалове Будая и Алдигирея.
И когда сей Алдигирей Шафкалу в 1727 году за противныя к стороне российской поступки взяту за арест (?) и отослану в Россию, то и в то ж время помянутые аульные татары переведены от тарков кочевать к крепости Святага Креста. А в 1735 году по выступлении из Персии Российского войска, перешли оные на кочевье к рекам Терку и Кизляру, где и ныне живут.

АВПРИ
Фонд 131 Татарские дела
Опись 131/1
Дело 2
Год 1736
Дело по указу Коллегии Иностранных Дел о татарине Акмамбете Агантаеве, в 1730 году в каторжную работу в Адмиралтейство посланном, об освобождении его из под караулу по просьбе калмыцкого владетеля Дондуке Омбы.
Лист 2
Правительствующего Сената в Кантору Иностранной Коллегии из Канторы подать ведомость немедленно. В 1730-м году  из Московской Губернии в Адмиралтейство в каторжную работу магометанец Акмамбет, который назван башкирцом послан был. И за какую вину, и совершенно ль он башкирец или турецкой подданной, и по каким причинам и где взят.
Февраля 4 дня 1736 года Секретарь Иван Богданов
Канцелярист Федор Копнин

Лист 3
1736 года Февраля в 4 день Правительствующего Сената в Кантору, Коллегии Иностранных Дел ис Канторы требовано известия: В 1700 году из Московской губернии в Адмиралтейство в каторжную работу махометанец Акмамбет, который назван башкирцом послан был ли за какую вину, и совершенной ли он башкирец или турецкой подданный, и по каким причинам и где взят
Из Правительствующего Сената в Кантору Коллегии Иностранных дел из Канторы ответствуется, о ссылке в каторжную работу из Московской Губернии помянутого Акмамбет, в Коллегии Иностранных Дел в Кантору известия нет.
Такова подлиннная справка за закрепою Секретаря Ивана Аврамова за справкою Канцеляриста Улриха Иванова

Лист 4.
Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из Санктпитербурха из Государственной Коллегии Иностранных Дел в Москву в Кантору оной Коллегии Асессору Семену Иванову.
Калмыцкого народу главный управитель Дондук Омбо чрез бывшаго здесь посланца своего Джимбу Джамсу, письменно просил о сопровождении татарина Акмамбета Агантаева, которой здесь в каторжной работе с 1730 года. А справкою из Адмиралтейской Коллегии показано, что прислан он из Московской Губернии по указу Правительствующего Сената и понеже здесь в Канцелярии Сената дел тех нет оставлены в Москве, а известие о нем здесь весьма потребно иметь подлинное, откуда он в Москву прислан, и в каком деле в Московской Губернии держан, и за что на каторгу сослан. Того ради вам домогаться в Москве из Губернской Канцелярии, и ис канторы Правительствующего Сената получил, и получа сюда прислать немедленно:
У подлинного подписано тако: Василей  Степанов, Петр Курбатов. Секретарь Василей Бакуини
На подлинном указе помета такова: 1736 года февраля в 24 день. Записав в Книгу учинить по сему указу.

Лист 6.
1736 года Марта в 19 день
Промемория
Из Московской Губернаменской Канцелярии Государственной Коллегии Иностранных Дел в Кантору сего марта 1 дня в Промемории из оной Канторы в Государственную канцелярию написано: По Ея Императорского Величества указу присланному из Государственной Коллегии Иностранных Дел велено по прошению Калмыцкого народа главного управителя Дойдук Амазы посланца Джамбо Джамса взять подлинное известие о татарине Акмамбете Ягантаеве, который в каторжной работе с 1730 году, и справкою из Адмиралтейской Коллегии показано, что прислан он из Московской Губернии, по указу Правительствующаго Сената откуда он в Москву приехал и в каком деле в Московской Губернии держан и за что на каторгу сослан. А по справке в Губернской Канцелярии в прошлом 1729 году декабря 16 дня в присланном указе из Высокого Сената в Губернаменскую Канцелярию написано высокой Сенат приказали:
Содержащихся в остроге по касающемуся в Сенате некоторому делу колодников кубанца Акмамбеты Агантаева башкирцов Махмета Якшагулова, Якова Маметева, Бюсумбета Алмакаева, Бухара Акметева да Елдаша послать из Московской Губернии в каторжную работу в Рогорвик, а чювашенина Азыкея Табакова да чремисенина
Лист 6 об
Умера Иванова, которые желают восприять веру Греческого исповедания для отсылки в Святейший Правительствующий Синод прислать в Высокий Сенат немедленно. По которому указу о посылке оных на каторгу определено дело учинить, по указу других и отослать в Высокий Сенат и апреля 22 дня 1730 года означенные башкирец по силе вышеписанного указу из Губернаменской Канцелярии в Святейший Правительствующий Синод послали указ при доношении. А июля 7 дня того же году в присланном из Святейшего Правительствующего Синода в Губернаторскую Канцелярию указе объявлено Мая 27 дня Спасского (Заиконоспасского) училищного монастыря Словено Греческих Латинских школ ректора и архимандрита Германа Каптеевича в Святейший Синод доношением объявлено, что де из башкирцов два человека Дюсембет Алтакаев да Акмамбет Ягантаев православной греческого исповедания веры принять и креститца все похотели и в православии быть возжелали. А июля же 3 дня того ж  730 году оной же Архимандрит в Святейшем Правительствующем Синоде доношением же объявил, что де из вышеозначенных шести человек башкирцов Елдаш да Бухар Ахметьевы Яков Маметев Мамет Акцагулов итого четыре человека правоверию (так) обучены
Лист 7
и святаго крещения сподоблены, о чем де из Святейшего Правительствующего Синода в Сенат ведением сообщено. И октября 8 дня того ж 730 года в указе Ея Императорского Величества ис Правительствующаго Сената написано Правительствующий Сенат приказали башкирцов Елдаша да Бухара Ахметьевых, Якова Маметева Махмета Ягантаева, которые явились внекоторых винах за которые приказом верховного Тайного Совета велено послать в каторжную работу в Рогорвик, а потом по желанию их восприяли они святое крещение и содержать  им закон греческого исповедания, и для того в каторжную работу их не посылать. А посылать их в Пустоозерской острог и тамо написать их в службу, токмо оттуда ни куда их не отпускать. А башкирцов же Дюсембета Алтакаева Акмамбета Егантаева, которые содержались по тому же делу и желали крещения, а потом объявили, что крещения они не желают их по прежнему послать в Рогорвик в работу вечно и по тому Ея Императорского Величества указу означенные башкирцы в каторжную работу с прогонными и кормовыми деньгами в тот Озерской острог  отправлены ноября 16 дня 730 году с присланным из Архангельской губернии с ундер афицером
Лист 7об
ротиком новокрещенным. А помянутые два человека башкирцы Дюсембет Алмакаев Акмамбет Ягантаев для ссылки в Рогорвик послан в С-Пеетербурх в Адмиралтейскую Коллегию при доношении ноября 16 дня 730 году в которых колодниках в принятии имеется росписка и государственной Коллегии Иностранных Дел Кантора о вышеписанном да благоволит о том быть известна.
Петр… Зенроев
Секретарь Василей Волков
Подканцелярист Гигорей Евдакимов
Марта 18 дня 17736 года

Лист 8
Копия
По указу Ея Императорского Величества Коллегии Иностранных Дел в Канторе решено Правительствующего Сената в Конторе подать доношение следующаго содержания. Минувшего февраля от 19 числа в указе Ея Императорского Величества из Коллегии Иностранных Дел оной Коллегии в канторе писан по прошению Калмыцкого народа Главного управителя Дондук Омбы подланца (так) Джамбо Джамсо о татарине Акмамбете Агантаеве которой в каторжной работе с 1730 году и справкою из Адмиралтейской Коллегии показано, что прислан он из Московской губернии по указу Правительствующего Сената в Санкт Питербурхе де в Канцелярии Правительствующего Сената тех  дел нет, оставлены в Москве, а такое известие о нем весьма потребно и чтоб домогатся  в Москве из Губернской Канцелярии и из Канторы Правительствующего Сената получить подлинное известие откуда он в Москву прислан, и в каком деле в Московской губернии держан, и за что на каторгу сослан. Ис Коллегии Иностранных дел в кантору из Московской губернии сего марта в 19 день Поемориею показано
лист 8об
что по справке той канцелярии в 1729 году декабря 16 дня в присланном Указе из Высокого Сената в тое Канцелярию написано, что Высокий Сенат приказали содержащихся в остроге по касающемуся в Сенате некоторому делу колодников кубанца Акмамбета Агантаева башкирцов Махмета Якшагулова Якова Маметева Дусембета Алмакаева Бухара Акметева да Елдаша послать из Московской губернии в каторжную работу в Рогервик, а чувашенина Азакея Табакова, да черемисенина Умера Иванова для отсылки в Святейший Правительствующий Синод к восприятию пожелания их православныя христианские веры греческого исповедания прислать в высокий Сенат немедленно, которые по тому указу в Святейший Правительствующий Синод и посланы из Московской губернии. А башкирцы Дюсюмбет Астакаев и Акмамбет Агантаев, которые содержались по тому же делу и желали Крещения, а потом объявили, что крещения они не желают, посланы в работу в Рогервик вечно. При доношении в Санкт Петербурх в Адмиралтейскую Коллегию
лист 9
ноября 16 дня 1730 года. О которых колодниках о принятии имеется расписка, а откуда он Акмамбет в Москву прислан и в каком деле в Московской губернии держан и за что на каторгу сослан, того не показано, и Правительствующего Сената Конторе Коллегии Иностранных Дел кантора сим донести требует вышепианного известия Правительствующего Сената из Канторы.
У подлинного приписано тако:
Асессор Семен Иванов
Секретарь Иван Аврамов
Подписано марта 26 1730 года.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

АВПРИ, Российская Империя, «татары», христианская вера греческого исповедания, принудительное крещение, колонизаторская власть, военное положение, Коллегия Иностранных Дел, разруха и преступность, комендантский час

Previous post Next post
Up