Игнатьеву не понять ультиматум Федорова

May 21, 2012 23:13

Что же ответит доктору экономических наук и профессору М. Игнатьев, получивший заочно сельхозобразование и выросший дикаренком вдали от цивилизации?
Как обычно банально: «Ситуация в республике целом благополучная, но мы не должны расслабляться», - отметил Михаил Игнатьев...сегодня) http://gov.cap.ru/list4/news/rec.aspx?gov_id=49&link=&preurl=.&FKey=F_JURL_ID&id=1410543

У Игнатьева все хорошо. Он традиционно в неведении) И ведь никто не поможет разобраться, потому что свита нынешнего главы ЧР отлично разбирается только в дойке коров, как увеличить производительность свиноматок, как вырастить горы картофеля  и оставить его гнить на поле и тп.  Но новоиспеченный сельхозминистр сделал слишком умное для адресата послание. Федоров написал  непонятные Игнатьеву вещи. Последний даже испугаться не успел, не то что осознать.

Оригинал взят у a_b_belov в Ультиматум Федорова


За неделю до своего назначения в правительство России первый президент Чувашии Николай Федоров отправил своему преемнику Михаилу Игнатьеву письмо, больше похожее на нотацию неуспевающему студенту. Неслучайно он подписал свое послание не как экс-руководитель республики или сенатор, а в числе своих титулов указал лишь «доктор экономических наук, профессор, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники».
В письме приводится огромное количество цифр, раскладки по различным сферам экономики и социальной жизни. Думается, над текстом работал не только весь федоровский институт, но и другие вовлеченные структуры. А ряд выводов носит просто убийственный характер. Ну, например, Федоров пишет, что в 2011 году «расходы на оплату труда государственных служащих Чувашской Республики в среднем выросли примерно на 22%. Так, в аппарате Минфина Чувашии расходы на оплату труда выросли почти на 39 %, Минэкономики Чувашии - 24%, Администрации Президента - 20 %, Госсовета - 17% и т.д. Это в разы больше, чем увеличение зарплаты педагогам, медикам, работникам социальной сферы на 8,6%»..
А чего стоят следующие посылы:

Чувашия находится в самом хвосте среди субъектов Российской Федерации по темпам роста объема расходов консолидированного бюджета.
Чувашия компенсировала своим учителям, врачам, другим работникам социальной сферы только немногим более трети инфляционных издержек. Республика в разы (в 2,7 раза) отстает от других регионов по уровню индексации заработной платы, гораздо хуже исполняя собственные полномочия.
Капитальные вложения в 2011 году в сравнении с 2008 годом сокращены почти наполовину (с 9,2 млрд. рублей до 4,7 млрд. рублей.
Республика находится в числе 12 регионов, которые в 2011 году допустили снижение производства скота и птицы на убой (в живом весе). В целом по РФ зафиксирован рост 103,7%, ПФО - 102,3%, Чувашии - 97% (минус 3%).
Сотни миллионов рублей, предназначенных для решения социально значимых задач, ушли в песок, потому что не были освоены.

И все же правильнее назвать это письмо не нравоучительным конспектом, а ультиматумом. Приговор звучит в первых же строчках:
«Фактические и аналитические данные на фоне Вашего отчета перед Государственным Советом от 27 апреля с.г. позволяют констатировать, что в республике не владеют ситуацией в управлении общественными финансами, что создает реальную угрозу для обеспечения социальных гарантий населению, разрушает основы динамичного экономического развития Чувашии».
Красноречиво звучит и резюме Федоровского письма:
«Указанные факты свидетельствуют о неподготовленности руководителей соответствующих министерств и ведомств к реализации государственных программ и мероприятий.
Уважаемый Михаил Васильевич! Изложенное выше - только часть серьезнейших проблем, возникших в республике. Ситуация требует скорейшего принятия квалифицированных и политически ответственных мер».
Далее -- полный текст письма

Уважаемый Михаил Васильевич!

Фактические и аналитические данные на фоне Вашего отчета перед Государственным Советом от 27 апреля с.г. позволяют констатировать, что в республике не владеют ситуацией в управлении общественными финансами, что создает реальную угрозу для обеспечения социальных гарантий населению, разрушает основы динамичного экономического развития Чувашии.
Нельзя не видеть, что по итогам 2011 года Чувашия находится в самом хвосте среди субъектов Российской Федерации по темпам роста объема расходов консолидированного бюджета. Когда в других регионах стремились обеспечить эффективную социальную защиту жителей, наращивая объемы собственных бюджетов (рост в среднем по РФ в 2011 году в сравнении 2008 годом составил 23%, по ПФО - 28%), консолидированный бюджет Чувашской Республики остался почти на предкризисном уровне - рост 3,01% (в 2008 году - примерно 36 млрд. рублей, в 2011 году - чуть более 37 млрд. рублей).
Для сравнения приведу данные по регионам ПФО:
Республика Башкорстан - 30,9%;
Республика Марий Эл - 36,7%;
Республика Мордовия - 56,4%;
Республика Татарстан - 41,4%;
Удмуртская Республика - 25,5%;
Чувашская Республика - 3,01%;
Кировская область - 39,8%;
Нижегородская область - 22,1%;
Оренбургская область - 19,5%;
Пензенская область - 49,4%;
Пермский край - 13,8%;
Самарская область -26,9%;
Саратовская область - 27,8%;
Ульяновская область - 14,9%.

Наши 3,01% роста - фактически большой минус при сложившейся инфляции. Таким образом, объем бюджета Чувашии по расходам остался не проиндексированным даже на показатель инфляции, в то время как индекс потребительских цен по Чувашии за 2009-2011 годы составил 124% (в 2009 году рост 106,3%, 2010 г. - 109,8%, 2011 г.- 106,2%).
Как видно из этих данных, в целом по РФ и ПФО рост расходов бюджетов происходил соразмерно инфляции, а по Чувашии даже инфляционные издержки собственного бюджета покрыты лишь на 12,5%. В результате отставания от среднего показателя ПФО потери бюджета Чувашии оцениваются примерно в 9 млрд. рублей.

Такое негативное положение закономерно складывается и по всему спектру бюджетных программ и мероприятий, что требует тщательного анализа по соответствующим направлениям. А в какой степени это отразилось на жизненном уровне населения, особенно наглядно демонстрируют цифры о расходах на оплату труда работников бюджетной сферы Чувашской Республики (с начислениями).

По данным, представленным на расширенном заседании коллегии Министерства финансов Российской Федерации 17 апреля 2012 года, в целом по всем субъектам РФ расходы на оплату труда бюджетников в сравнении с 2008 годом в 2011 году увеличились на 23%, по субъектам ПФО - 21% (без данных по Республике Татарстан), т.е. инфляция последних трех лет компенсировалась ростом зарплаты, то по Чувашии данный показатель вырос лишь на 8,6% (расходы в 2008 г. - 9394,8 млн. рублей, 2011 г. - 10205,8 млн. рублей). Это означает, что Чувашия компенсировала своим учителям, врачам, другим работникам социальной сферы только немногим более трети инфляционных издержек. Республика в разы (в 2,7 раза) отстает от других регионов по уровню индексации заработной платы, гораздо хуже исполняя собственные полномочия.
Т.е. в Чувашии происходит значительное снижение реальной зарплаты бюджетников. Такого в новейшей истории республики еще не было. И в предкризисные, и даже в кризисные годы рост зарплаты бюджетников в Чувашии всегда в разы превышал инфляцию. Так, в 2005 году рост бюджетных расходов на зарплату составлял 28,9% (приводятся к предыдущему году), 2006 году - 29,7%, 2007 году - 19,6 %, в 2008 году - 25,9%, и даже в кризисном 2009 году - 19,3 %.
Недовыплаты бюджетникам Чувашии в 2011 году оцениваются в сумму около 1млрд. 350 млн. рублей.
И в то же время расходы на оплату труда государственных служащих Чувашской Республики в среднем выросли примерно на 22%. Так, в аппарате Минфина Чувашии расходы на оплату труда выросли почти на 39 %, Минэкономики Чувашии - 24%, Администрации Президента - 20 %, Госсовета - 17% и т.д. Это в разы больше, чем увеличение зарплаты педагогам, медикам, работникам социальной сферы на 8,6%.

Основательно урезаются инвестиционные ресурсы бюджета Чувашии. Капитальные вложения в 2011 году в сравнении с 2008 годом сокращены почти наполовину (с 9,2 млрд. рублей до 4,7 млрд. рублей). По ПФО объем капитальных расходов за это время сохранен полностью. В сравнении с 2010 годом рост по РФ составил 20%, ПФО - 26%. В республике же роста, можно сказать, и нет (0,6 %). Напрашивается серьезный вывод: в других регионах стагнация преодолена. Но не в Чувашии.
О вымывании инвестиционных ресурсов свидетельствует и изменение удельного веса капитальных вложений в общих расходах бюджета. В докризисные годы по наивысшему удельному весу капвложений в консолидированном бюджете Чувашия в 2007 году находилась на 9 месте среди других регионов (28,5% с объемом капвложений 8,3 млрд. рублей, по РФ - 22,6%), в 2008 году на 5-м месте - (25,7% с объемом капвложений 9,2 млрд. рублей, по РФ - 22,1%). Даже в кризисном 2009 году удельный вес капвложений составил 15,7%.
В 2011 году этот показатель снизился до 12,7% при среднем в России 15,1%.
По данным Росстата, в Чувашии за 2010-2011 годы не построено ни одного общеобразовательного учреждения, хотя ранее, в 2000-2009 годах, ежегодно в среднем вводилось порядка 1400 ученических мест. Кроме того, в 2011 году не построено ни одного детского дошкольного учреждения.
Не достигнут показатель объема жилищного строительства, сложившийся до финансового кризиса. В 2011 году введено 876 тыс.кв.м. жилья, или 89,3% к 2008 году. По РФ этот показатель намного выше - 97,7%, а ПФО заметен рост - 100,2%. Необходимо отметить, что реализация актуальнейших для населения и высочайшей социально-экономической эффективности Указов Президента Чувашской Республики от 29.02.2008 № 17 «Об улучшении жилищных условий граждан, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилищных помещениях» и от 06.08.2010 № 92 «О дополнительных мерах по повышению доступности жилья в Чувашской Республике» практически заморожены.
И все это в условиях, когда число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилищных помещениях, неуклонно растет.

В сравнении с другими регионами происходит отставание в поступлении собственных (налоговых и неналоговых) доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики. В 2011 году темп роста к предыдущему году по Чувашии составил 112 % при среднем показателе в РФ - 117%, ПФО - 116%.
По сравнению с 2008 годом - тоже отставание: по РФ - рост на 18,8%, по Чувашии - на 14,9%.
По налогу на прибыль организаций в среднем по России и ПФО темпы роста в 2011 году в сравнении с предыдущим годом составили 127%, по Чувашии - только 116%. В сравнении с 2008 годом рост этого налога по России - на 10%, по ПФО - 8,3%, а по Чувашии - на 4,6 %.
Республика отстает по темпам роста накоплений. В среднем по Российской Федерации рост финансовых результатов деятельности организаций в сравнении с докризисным 2008 годом составляет 1,9 раза (в сравнении с 2007 годом - 1,2 раза). По Чувашии в 2011 году докризисный показатель до сих пор не только не восстановлен: по отношению к 2008 году он составил всего 85,7% (к 2007 году - 85,4%).

Не оправдываются ожидания восполнить отставание за счет федеральных источников. В сравнении с 2008 годом безвозмездные поступления в 2011 году для Чувашии выросли в 1,27 раза, когда как по ПФО - 1,6 раза! Рост по РФ - в 1,46 раза.

Инвестиции в основной капитал по РФ к докризисному 2008 году в 2011 году возросли на 22,7%, ПФО - 13,4%, по Чувашии - на 10%.
Чувашия до сих пор не смогла восстановить уровень промышленного производства 2008 года. В 2011 году этот показатель в республике по отношению к 2008 году составил 93,3%. А в стране объем промышленного производства к уровню 2008 года составил 104,7%, в ПФО - 107%.
Республика находится в числе 12 регионов, которые в 2011 году допустили снижение производства скота и птицы на убой (в живом весе). В целом по РФ зафиксирован рост 103,7%, ПФО - 102,3%, Чувашии - 97% (минус 3%). В 2011 году снизилось и производство молока. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий на 1 января 2012 г. в сравнении с 1 января 2011 г. сократилось на 1,8 %, коров - 1,9%, свиней 6,1%, в то время как в целом по РФ наблюдается рост поголовья соответственно на 0,5%, 1,2% и 0,7%.

Несмотря на подавленное состояние бюджета, республика крайне неэффективно использует такой стимулирующий фактор, как федеральные целевые субсидии.
Из 8 млрд. 949,7 млн. рублей субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов в 2011 году неосвоенными остались 1 млрд. 583,9 млн. рублей, или 17,7 % средств. Не освоено на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 404,8 млн. рублей, или 24,3 % федеральных средств, не использованы 34,5 млн. рублей бюджетных инвестиций в объекты капстроительства (72,5 %), 14,7 млн. рублей на поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские хозяйства. Эти средства уже не вернутся в бюджет Чувашии - утеряны безвозвратно.
Сотни миллионов рублей, предназначенных для решения социально значимых задач, ушли в песок, потому что не были освоены. Это 373,5 млн. рублей (80%)на реализацию программы «Чистая вода», 23 млн. рублей (90%) на развитие образования, 108,6 млн. рублей (12,6 %) на содействие занятости, 55,6 млн. рублей (100%)на реализацию программы энергосбережения, 49,5 млн. рублей (86,1 %) на реализацию программы повышения эффективности бюджетных расходов, 25,9 млн. рублей (100%) на мероприятия по дородовой диагностике и т.д.
В текущем году тенденция сохраняется. В первом квартале 2012 года не освоено ни рубля субсидий и субвенций на:
обеспечение жильем ветеранов и инвалидов (годовой лимит 54млн.614,5 тыс. рублей);
реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов (49млн.471,6 тыс. рублей);
осуществление полномочий в области водных отношений (годовой лимит 7млн.497,7 тыс. рублей);
охрану и использование охотничьих ресурсов (143,1 тыс. рублей) и т.д.
В первом квартале 2012 года неудовлетворительно осваивались федеральные средства, выделяемые на:
модернизацию региональных систем образования (освоено 327 тыс. рублей, или 0,04% от годового лимита 781млн.074 тыс. рублей);
реализацию полномочий в области лесных отношений (освоено 15млн.995,1 тыс. рублей, или 13,6 % от годового лимита 117млн.154,4 тыс. рублей);
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (освоено 17млн.624,5 тыс. рублей, или 12,7 % к лимиту 138млн.071,8 тыс. рублей);
социальные выплаты безработным гражданам (освоено 63млн.717,6 тыс. рублей, или 15,9 % к годовому лимиту 398млн.365,7 тыс. рублей);
осуществление первичного воинского учета (освоено 3 млн.493,6 тыс. рублей, или 14,8% к лимиту 23млн.653,4 тыс. рублей).

Указанные факты свидетельствуют о неподготовленности руководителей соответствующих министерств и ведомств к реализации государственных программ и мероприятий.
Уважаемый Михаил Васильевич! Изложенное выше - только часть серьезнейших проблем, возникших в республике. Ситуация требует скорейшего принятия квалифицированных и политически ответственных мер.

Н.В. Федоров, доктор экономических наук, профессор,
лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники

глава чувашии, чувашия, федоров, министр сельского хозяйства, игнатьев

Previous post Next post
Up