Dec 21, 2008 12:24
В фильме "Париж, я люблю тебя" мне больше всего понравился сюжет об одинокой американке, гулявшей по городу и оказавшейся в небольшом парке. Она села на скамейку и стала что-то такое туристическое есть и смотреть по сторонам, и вдруг "почувствовала себя живой", и было ей одновременно грустно и радостно, и имено в это мгновение она полюбила Париж, а Париж полюбил ее.
Что произошло, как ей удалось оторваться от созерцания собственного одиночества? Ответа нет, потому что любовь имеет прерывистую, пунктирную природу. Когда она есть, она просто есть.
Спорный вопрос об одиночестве в любви. С одной стороны, в любви одиночество никуда не исчезает, но может переживаться еще более остро. В этом тоже единство грусти и радости, боли и наслаждения.
С другой стороны, Гегель писал, что одиночество - это иллюзия сознания, привыкшего мыслить себя отдельно от других (другого), мыслить себя субъектом в мире объектов. В этой иллюзии есть нечто от эстетики созерцания, столь мне близкой.
Но если любить - значит чувствовать истину другого человека, чувствовать ее такой светлой и вечной, и в такие краткие и внешне малозначительные моменты, но так глубоко, что нет сил ей сопротивляться, и ты покидаешь дом своего эго - если это и значит любить, то одиночество не всесильно. В любви ты чувствуешь потрясающую реальность другой души, ее близость.
А с другой стороны, ты растерян, потому что другая душа, бытие другого постоянно ускользает - как его удержать? Мне думается, поэтому основной дилеммой любви можно назвать дилемму "быть или владеть". Это первое искушение человека: первое исторически, если верить в грехопадение. Но ирония в том, что когда любишь, понимаешь, что владеть невозможно. Да. А быть - очень трудно. Быть - присутствовать - жить - любить - понимать. Понимать не умом только, а всем существом.
Когда любишь, понимаешь, что можно только быть. Но и быть любимым значит быть. Тот, кто тебя любит, открывает тебя заново, открывает твою новизну. Тот, кто любит тебя, свидетельствует твое бытие. Хорошо уметь чувствовать любовь другого как свою собственную - как любовь вообще. Речь не о взаимности. Речь о радостном утверждении бытия.
(простите, отключила комментарии - очень личное. Может быть, позднее включу)
быть