Беглец в Сибирь.

Sep 30, 2013 14:32

Вот уже несколько недель хотел сканировать и выложить в жж часть очень интересной книги доставшейся мне совершенно случайно по какому то счастливому проведению. Чуть больше 2 лет назад я нашел информацию о том, что один из сарапульских старообрядцев был избран в Третью Государственную думу в 1907 г., звали его Иван Луппович Мерзляков. Информации о нем немного, по мимо той, что была в интернете и журнале Церковь практически не найти. Хотел по возможности учинить специально писки в архивах, но по счастливой случайности получил очень интересную книгу от другого исследователя, но и в архивах после поискать стоит.

Несколько недель назад ко мне заезжал в гости Михайло Борисович Лысков, создатель сайта http://www.drevleprikamie.ru (сайт как я понимаю сейчас обновляется, очень всем интересующимся старообрядчеством рекомендую), оказалось что он тоже ищет информацию об этом незаурядном человеке и преуспел гораздо более моего. Он то и подарил мне интересную книгу воспоминаний сына Ивана Лупповича - Владимира Ивановича Мерзлякова, которая называется "Беглец в Сибирь".  Часть её, а именно воспоминания о первой встрече с Иваном Лупповичем из дневника инспектора гимназии Андрея Николаевича Добрынина  и хочу опубликовать.  Текст очень интересный, не столько даже с исторической точки зрения, сколько с художественной. Почитайте каким языком вели дневник в 19 веке.

Воспоминания и информация о Иване Лупповиче с интернета подкатом.

Из дневника инспектора гимназии Андрея Николаевича Добрынина, 18 числа мая месяца 1890 года:

"Ночью я проснулся от раскатов грома. Спальная комната периодически освещалась блеском молний. Подойдя к окну, я увидел, что гроза сопровождается сильным ветром. Он внезапно начался со стороны Уральских гор. В саду раскачивались деревья, а косой дождь барабанил по стеклам окон. Как и у всех нервных людей, гроза всегда вызывает .у меня какое-то необъяснимое беспокойство. К счастью она прошла быстро, и обретя спокойствие, я снова погрузился в сон.

С раннего утра в воскресный день погода выдалась отменная. На голубом прозрачном небе ярко светит весеннее солнце. Его теплые лучи нежно греют влажную почву и от земли поднимается дрожащая синеватая дымка.

Радуясь солнцу, на деревьях весело щебечут резвые птички. Торжественно прозвучали церковные колокола, призывая христиан к молебну.
В часы богослужения улицы города заметно пустеют, устанавливается тишина. После молебна прихожане, полные благодушия, степенно расходятся по домам. У церковной ограды, на беседках карет сидят дремлющие извозчики. Я подошел к одному из них и отправил жену с дочерью на квартиру. Сам, по обыкновению, для моциона, решил совершить прогулку по городу пешком. Иду не спеша, надеясь увидеть на своем пути что-либо примечательное.

Разнообразие, даже незначительное, для меня совершенно необходимо. Оно помогает сохранить равновесие, если нервная система недостаточно устойчива. На моем пути попадаются нищие. Bид у них жалок. Не обремененный тяготами нужды, я стараюсь быть милостивым и в подаянии щедрым. Так, шаг за шагом, незаметно для себя, я оказался на базарной площади. У крестьянских телег уже толпились покупатели. Публика самая разнообразная. Мелкие конторские служащие, одетые в поношенные костюмы, держатся с достоинством, рабочие и ремесленники в скромных косоворотках молчаливы и суровы. Есть босяки в лохмотьях, но это уже не покупатели. Базар гудит, напоминая пчелиный улей во время обильного медосбора. Лапти липовые, горшки глиняные, мед, ягоды на базар привозят жители с левого берега Камы. Там в лесах живут, в основном, старообрядцы. К их чести, плутоватых торговцев из их среды я не встречал. Мукой, мясом, молоком, маслом горожан снабжают правобережные крестьяне: люди разных национальностей и вероисповедования.

Мое внимание привлекло зрелище. Само по себе оно обычно; но случай, который при этом произошел, послужил мне поводом к знакомству с юношей весьма интересным. В кругу зевак у балагана какой-то крепыш в красной сатиновой рубахе усердно бьет кувалдой по наковальне, но безуспешно. На специальном механизме пружина под ударом молота поднимает металлический столбик. На шкале с делениями он показывает силу удара. Достиг призовой отметки - получай яловые сапоги. Хотя у хитрого балаганщика, который таким образом вымогает деньги у легковерных, по-видимому, все рассчитано так, что сапоги оставались постоянной приманкой. Какой-то подгулявший купчик, расталкивая толпу, подвел к балаганщику молодого человека, схватив его за рукав. С достоинством состоятельного человека, объявил, что за этого молодца плату за удар вносит он, и внес.

Парень привлек к себе всеобщее внимание публики. Все присутствующие разглядывали его с любопытством. Он еще совсем юный, но внешность, как у настоящего былинного богатыря. Одет в синий домотканый зипун, перетянутый сыромятным ремнем, за который заткнут топор. На ногах поношенные крестьянские сапоги, просмоленные дегтем. За плечами большая котомка с какой-то поклажей.

Рыжую валяную шляпу он держал в руке, обнажив белокурую голову с густыми, вьющимися волосами. Видимо, ему не очень хотелось развлекать скопившихся у балагана зевак. Скорее, он оказывал снисхождение назойливому торгашу. Взяв кувалду, придирчиво взвесив ее в руке, сделал замечание, что она легкая, а ручка короткая. Купец, внесший плату, смотрел на него нетерпеливо. Наконец, молодой человек энергично сбросил с себя котомку, зипун и, глядя на кувалду, на мгновение задумался. Было видно, что произвести удар он намерен не только с силой, но и с определенным расчетом. Его обдуманные действия плутоватому балаганщику явно не нравились. Это можно было заметить по его злорадной улыбке. Как я понял, для увеличения размаха, парень развернулся всем своим могучим корпусом и произвел удар настолько сокрушительный, что наковальня куда-то провалилась, а столбик загнулся крючком. Толпа загудела, раздались возгласы, восхищения. Балаганщик помрачнел и стараясь быть спокойным, предъявил парню иск за изуродованный механизм. Купец почуяв неладное, незаметно улизнул. Юноша, по моему предположению, денег не имел, поэтому оказался в затруднительном положении. Он предложил свои услуги механизм отремонтировать, но балаганщик отказался и настойчиво требовал уплатить, как он выразился, "за штрафной удар".

Наглые поступки балаганщика и купца у меня вызвали негодование. Я подошел к мошеннику и спросил, сколько причитается уплатить. Узнав сумму, выбросил ему деньги. Молодой человек молча мне поклонился и поспешил удалиться.

Я вышел на берег Камы. Этот живописный приток Волги всегда наводил меня на размышление. В водной системе Российских рек Кама имеет важное значение. Она служит соединительным звеном Среднего Урала с Каспийским морем. С Урала с давних времен в приволжские степи на плотах переплавляют целые дома в готовом виде. Центральная часть Российской империи с богатого Урала получает золото, пушнину, черный металл, соль, древесные материалы и все это плывет по Каме. Город Сарапул, как говорят, основан на бойком месте. На берегу Камы в Сарапуле ни днем, ни ночью не прекращаются погрузочно-разгрузочные работы. Здесь всегда можно видеть баржи с хлебом, солью, арбузами.

Разноголосо гудят пароходы, совершая большие рейсы. Пришлые люди сюда приходят на заработки. В самотканой одежде, в лаптях, грязные, заросшие, говорят на разных языках. Это татары, башкиры, вотяки, чуваши и русские. Голод выгнал их из разных мест. Он их объединил и они дружны между собой. По этому песчаному пятачку на берегу Камы, можно получить ясное представление о том бедственном положении, в котором находится трудовой народ, великий русский народ, отразивший нашествие Наполеона.

Я не либерал и всякое вольнодумство чуждо моему образу мыслей. Я просто недоумевал, как могло стать допустимым в мире. Разве это не пример противоречия христианскому учению о братстве и о любви к ближнему?

Вот разгружают баржу с мешками муки. Полуголодных, обессиленных людей тяжелый груз давит к земле. "Веселей, веселей!" - подгоняет купец. Сидя на носу баржи, он зорко наблюдает за каждым рабочим. Несколько мужиков спят прямо на берегу. Судя по одежде, - вотяки, отработавшие в ночную смену.

В живом потоке несущих груз я заметил одного геркулеса, которого выручил на базарной площади. Он носил на плече сразу по два мешка и не плелся, а старался обогнать других. Вдруг кто-то свалился. Юноша подошел к нему, помог подняться и отвел в сторону. После этого стал носить уже по три мешка. После окончания работы грузчики тут же на барже стали получать расчет. Возник спор, юный силач что-то доказывал. Затем с досадой махнул рукой и вышел на берег. Разгоряченный работой, он был весь потный. Его одежду покрыла мучная пыль, которую он старательно выбивал. Интерес к его личности у меня возрос настолько, что я решил подойти побеседовать. Узнав меня, он достал из кармана деньги и, подавая мне, спросил, хватит ли их чтобы быть со мной в расчете. Я убедительно попросил его забыть о моей маленькой услуге и предложил еще небольшую сумму денег, но принять он их отказался, сказал, что заработает сам. Я спросил его, чем был вызван спор на барже, в котором он принял участие, на что он ответил, что носил мешки за двух ослабевших, но их так и не рассчитали.

Я задавал ему все новые интересующие меня вопросы, но он, словно умышленно стремясь быть таинственным, отвечал на них отрывочно и как-то недосказано, Все же мне удалось установить, что он из деревни Пургыш, зовут Иван, вероисповедования старообрядческого, сын заседателя земского суда Луппа Антроповича Мерзлякова. В город пришел на заработки и, что самое примечательное, любым путем получить образование.

Заметив, что его слова меня несколько озадачили, пояснил:"Преуспеваю в математических вычислениях: определяю объем шара, решаю геометрические задачи". Я тут же предложил ему блокнот и карандаш, но он сказал, что все вычисления производит при помощи циркуля, линейки и шнура.

Беседуя, парень смотрел на меня пристально, что служит признаком наличия у него энергии. Упорство - одно из самых привлекательных качеств человека, и им он наделен в высшей степени. Недаром, глядя на него, я вспомнил юного Ломоносова. Прощаясь с ним, дал ему свой адрес в Сарапуле и просил заходить. Хотелось бы знать какой он будет в будущем?

А пока у меня создалось впечатление, что это типичный самородок и для достижения цели на своем пути он преодолеет все преграды".

В.И. Мерзляков Беглец в Сибирь. Томск, 1992. 14-19 С.

Информация о И.Л. Мерзлякове

Иван Луппович Мерзляков - удельный крестьянин Козловской волости, Сарапульского уезда, Вятской губернии. Старообрядец. Был сельским писарем, сборщиком податей и доверенным по удельным статьям. Занимался устройством мельниц. Беспартийный. Избран в третью Государственную Думу (1907 - 1912 гг.) от Вятской губернии. Член трудовой группы, член комиссий - сельскохозяйственной и по старообрядческим делам. Подписал законопроекты «Об изменении законов о взимании и отправлении земельных и натуральных повинностей крестьян», «О наделении безземельных и малоземельных крестьян землей» и др. После революции 1917 г. был сослан в Красноярск, затем в Томск. Работал в лесопромышленном комплексе. Заслуженный изобретатель страны. Почетный работник лесной промышленности, ему посвящен целый раздел в Музее леса в пос. Тимирязевском.
источник

интересное, смысл жизни, старообрядчество, жизнь

Previous post Next post
Up