Увидеть Бога и умереть.
Поздравляю вас сердечно с Великим Праздником Сретения Господня! Радостно, безусловно, что посреди недели, в этот будний день, всё-таки собрались вы в храме: вчера вечером было много вас и сегодня, слава Богу, вы пришли. Видно, что этот праздник не просто в календаре записан, но ещё и в сердцах наших записан, и сердца наши, любящие Господа, влекут нас в храм, чтобы приобщиться совместной молитве и приобщиться Святых Таин Христовых - Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Замечательно, что происходят с нами перемены в сознании, в понимании, в видении Священного Писания, Евангелия, и вообще в соприкосновении со Словом Божиим. Слава Богу, что так происходит: всё меняется с возрастом: и жизненный, и духовный наш опыт, и многие события Евангельские по-новому оцениваются и заново открываются Евангельские тексты, которые мы читаем, и события, которые мы вспоминаем и празднуем. Я помню, как на праздник Сретения Господня читал толкования святых отцов, которые говорили о том, что старец Симеон символизирует Ветхий Завет, а встреча Самого Господа Младенца и старца Симеона в храме символизирует встречу двух заветов - Нового и Ветхого. Новый Завет пришёл на смену Ветхому Завету. Это один из аспектов этого замечательного события.
Потом, со временем, начинаешь немного по-другому понимать казалось бы давно прочитанное и давно осмысленное. Оказывается старец Симеон не просто символизирует Ветхий Завет, который должен отойти − он должен не просто отойти, но должен обязательно умереть. Не зря Господь не давал ему смерти до встречи со Христом. И вот здесь мы соприкасаемся с величайшей тайной, которая должна произойти с каждым из нас. С теми, кто здесь в храме стоит, а наипаче и с теми, кого в храме нет, кто не может ни услышать этих слов, ни понять сути этой встречи. Что же происходит? Почему старец Симеон должен умереть?
По преданию он и так прожил уже лет 270, но почему бы ему не пожить ещё? А дело в том, что умирать при встрече с Богом должно всё ветхое, всё старое. И в каждом из нас эта встреча должна происходить не однажды, когда мы стали верующими, а всякий раз, когда мы помышяем о Господе, и всякий раз тем более, когда мы причащаемся Святых Таин Христовых, что есть непосредственное соприкосновение каждого из нас с Господом. И дела милосердия, которые Господь от нас ждёт, и молитва, безусловно − это наша встреча со Христом. Всякий раз мы, как старец Симеон, соприкасаясь с Богом, должны в какой-то части своей умереть. Наша ветхость должна не просто отойти в сторону, она должна исчезнуть, перестать быть как таковая. Та наша греховная природа, те грехи, в которых мы каемся в Таинстве покаяния, должны исчезнуть. Должна уйти сама склонность, сама способность ко греху, а это и есть некое перерождение, обновление человека. Это не значит, что человек разом, покрестившись, полностью обновляется. Да, рождается новый человек, но он только рождается, а ветхий человек умирает не сразу. Каждое исповедание, покаяние в наших грехах − это смерть этого греха, смерть нас как таковых.
Господь говорит: "в чём застану, в том и судить буду". И слова эти очень много значат для нас с вами. Они значат, что мы на Суд придём с тем грехом, какой остался у нас нераскаянным − этот грех не был попален Христом. Мы с ним придём на Суд, а там уже Господь будет судить, сможем ли мы с таким грехом быть в Царствии Божием. Поэтому праздник Сретения Господня − это прообраз нашей встречи со Христом, ежедневной, по сути дела, а тем более, в Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых. Это самая главная Встреча, это самая важная Встреча, ради которой мы все и живём. "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нём [Ин. 6:54]. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни "[Ин. 6:53]. Эти страшные слова Христа нас обязывают и понуждают к тому, чтобы, встречая Христа, мы обязательно обновлялись. Если мы не будем обновляться, а тем более, встретив Христа, вообще никак не изменимся, даже в малой своей части, значит, мы совершенно равнодушные, окаменевшие люди и уже ничто нас не спасёт. Если Христос рядом с нами окажется, и мы этого не заметим, то это - трагедия. Я надеюсь, что это не наша трагедия, потому что мы уже здесь, в храме, на празднике Сретения Господня. Я скорблю о всём остальном мире, для которого сегодняшний праздник практически ничего не значит. Люди помнят, что есть такой день святого Валентина − вот это праздник так праздник, отмечают его. А то, что есть праздник Сретения Господня, не помнят. А там уж, как на Суд придут, кто знает, как они будут отвечать…
Поэтому, дорогие братья и сестры, ещё раз вас поздравляю! Постоянно помните об этом чудесном старце, об этой замечательной Встрече, которая в храме произошла. И никогда не оставайтесь неизменёнными, перемены в нас должны происходить всегда, особенно перед Причастием Святых Таин Христовых и после Причастия. Мы и Церковью-то на самом деле являемся только тогда, когда причащаемся Святых Христовых Таин. И если из двухсот человек за Литургией причастились десять человек, то, на самом деле, Церковью в этот момент были только десять человек. А все остальные − за порогом Церкви. Об этом не забывайте, когда приходите в храм просто помолиться, свечечку поставить. Не забывайте, если вы пришли на Литургию и не причастились, значит, вы пришли в гости к дорогому Господину Своему, Который вас призвал на трапезу приуготованную, а вы пришли, просто походили вокруг, с людьми пообщались, а к трапезе Господской не прикоснулись. Это даже по-житейски неправильно. Когда мы приходим в храм и остаёмся без Причастия − мы вне Церкви и, соответственно, как такового Сретения не происходит, не соблюдается сегодняшний праздник. Не дай Бог нам вот так вот мимо Таинства проходить, а дай Бог как можно чаще и как можно сосредоточеннее соприкасаться со Христом, и от этого соприкосновения обязательно меняться, чтобы наше старое постоянно отмирало. Аминь!
Храни вас Господь!