Феофан Затворник, толкуя данный евангельский отрывок, говорит: - «Пост - всестороннее воздержание, молитва - всестороннее богообщение». Слово «всестороннее» является ключевым в понимании святителя Феофана слов Господа о том, что «…сей род изгоняется только молитвою и постом». Понятия «всестороннее воздержание» и «молитва как всестороннее богообщение» намного шире раздвигают горизонты нашего представления о посте и молитве как о христианском духовном делании.[Spoiler (click to open)] О молитве сказано очень и очень много. Катехизис Филарета Дроздова учит нас, что «Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу» Иными словами молитва - это общение с Богом. Живое теплое глубоко личное.
Зачастую наш опыт молитвы, к сожалению, лишь сводится к исполнению необходимого молитвенного правила. Но читать слова молитвы на память или по молитвослову, стоять перед иконой дома или в храме, класть поклоны - это еще не молитва. «Читание молитв, стояние на молитве и поклоны составляют лишь молитвенное стояние,- пишет святитель Феофан Затворник, - а молитва, собственно, идет из сердца. Когда этой нет - и никакой нет. Молитва без чувств есть то же, что выкидыш мертвый». Сама же молитва, как пишет святитель Феофан Затворник, «есть возникновение в нашем сердце одного за другим благоговейных чувств к Богу - чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочее».
Господь не раз показывал нам в Своих притчах, что наилучшим примером для понимания отношений человека и Бога являются отношения между Отцом и сыном. Как прекрасно описывает царь Соломон отношения живой человеческой души и Бога на примере невесты и жениха в Песне Песней. В таком случае молитвой можно назвать вообще все, что способно привести в волнение человеческую душу, когда она соприкасается с Богом. Зачастую, через много-много лет постоянного прочтения знакомых текстов молитв или Священных текстов, вдруг видишь неожиданно в знакомых словах новый смысл, которого ты раньше не замечал. И это открытие волнует и радует душу. И ты понимаешь, что Господь наградил тебя за твое стояние с молитвословом в руках, за стояние в борьбе с рассеянностью мыслей и ленью, наградил тебя этим мгновением настоящей радости. А может быть, просто утешил. Это мгновение и было той самой Молитвой.
Ты оказал милость человеку, помог ему в трудную минуту, и твое сердце наполнилось радостью, о которой Господь сказал однажды, что «… дающий блаженнее берущего». И человек начинает уже здесь на земле получать награду за свою милость. Эта радость восполняет с избытком все отданное им. И ничего взамен не надо: ни благодарностей, ни взаиморасчетов, ни даже «спасибо». И это блаженство есть также соприкосновение с Богом. Короткое мгновение общения с Господом. Значит и это тоже становится Молитвой.
Или когда человек слышит прекрасную духовную музыку. Эта музыка богата и разнообразна. Это разнообразие не может ограничиваться только богослужебными песнопениями. Чтобы не останавливаться на этой огромной теме скажу только, что Баха называют пятым евангелистом. Вот так просто и лаконично. Музыка Баха - пятое Евангелие. Если бы духовная музыка не оказывала бы на душу верующего такого сильного воздействия, то ее бы и не было за богослужением. Мне один священник рассказывал, что, зачастую, одна только обиходная «Херувимская песня » приводила его в такое состояния духовного восторга и подъема, которого он не мог достигнуть при прочтении всего своего правила. И уже на этом подъеме он совершал Литургию с радостью и духовным горением. Потому слушание высокой духовной музыки тоже есть Молитва.
Стоит только перестать бежать, остановиться ненадолго перед иконой и внимательно вглядеться в святые Лики. Через короткое время созерцатель начинает чувствовать соприкосновение с Горним Миром. Посмотрите внимательно на Рублевскую «Троицу» и очень быстро вы забудете, где вы находитесь. На земле или уже на небе. Эта икона на самом деле просто «дышит» Вечностью. Она становится для нас самым настоящим окном в Вечность. Или Владимирская Икона Божией Матери. Та старая икона 12 века, которая сейчас находится в Третьяковской галерее. И здесь рождается и творится Молитва, поскольку в созерцании иконы есть таинство соприкосновения человека с Богом.
И, наконец, то единственное наиважнейшее для нас с вами Таинство, в котором человек непосредственно соединяется с Богом, в которого он верит, есть Таинство Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Таинство, в котором может принять участие всякий верующий, если он того захочет. Каждый день в каждом православном храме Христос выходит на солею и призывает нас с вами вкусить Его Пречистых Тайн. Кто понимает ценность этого приглашения, тот старается всеми своими силами оказаться на этой великой Трапезе. И уже не только человек и Бог лично встречаются, но вся Церковь, вкусившая соборно Пречистых Тела и Крови, становится Телом Христа, где каждый из нас является членом этого Божественного Тела. И это есть наивысшая Молитва, какая только может существовать.
Я назвал лишь несколько фрагментов этой «всесторонней молитвы». У каждого человека есть свой личный опыт общения с Богом. Сколько людей, столько и молитв. Никакой дух нечистый не устоит перед таким человеком, человеком, который всю свою жизнь воспринимает и строит ее как одну нескончаемую «всестороннюю молитву». Аминь!