Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
ДЕРЕВНЯ - крестьянское селенье, в котором нет церкви.
Тяжелая сокрушительная трагедия произошла 3 февраля 2006 г - полностью сгорел наш храм. Остались только дымящиеся кирпичные стены. Страшная картина уничтожения
в пожарище святыни причинила всем людям, видевшим эту драму, глубокую душевную рану. Особенную скорбь переживают жители нашего села, которые успели привыкнуть в течение почти уже года к великолепию отреставрированного центрального купола и золотого креста, который возвышался над селом и был виден издалека на много километров вокруг. Тем более трудно описать ту боль, которую испытывают прихожане нашего храма от потери своего ставшего родным дома, в котором незримо пребывал Сам Господь Бог, благословляя и освящая всех молящихся в нем, а вместе и весь наш Оёкский край. Никогда уже не изотрется из памяти нашей невиданная доселе картина, когда золотая главка церкви пошатнулась и как прострелянный человек, качнувшись в сторону, как бы борясь и сопротивляясь изъедающему изнутри пламени, упала вниз внутрь храма. Столб пламени вырвался из образовавшегося в куполе пролома, тяжким стоном отозвались на это собравшиеся вокруг пожарища люди. Казалось, вместе с этим огненным столбом высоко в небо отлетела и душа Оёкская, оставив на земле лишь населенный пункт на 30-м километре по качугскому тракту с названием Оёк. Догорел храм, опустел дом, а в голове звучат слова Господа нашего Иисуса Христа, обращенные к жителям великого города Иерусалима за несколько дней до Своей Крестной Смерти: - «Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать твоих детей, как птица собирает своих птенцов под крылья, и вы не захотели! Вот, ваш дом оставляется вам пуст. Ибо говорю вам: не увидите Меня отныне, пока не воскликнете: благословен Грядущий во имя Господне!» (Мат 23, 37-39) Эти слова Спасителя сбылись через 37 лет, когда римские войска до основания разрушили храм Божий. Место, где он прежде стоял было вспахано плугом, так что не осталось там камня на камне. Это тяжелое проклятье возложил Бог на иудеев за то, что они не приняли обещанного им Спасителя, Господа Иисуса Христа и, предавши Его на смерть, с безумием кричали: «кровь Его на нас и на детях наших». До сих пор у евреев нет своего храма, а до недавнего времени не было и своего государства. А проклятие Божие, зримо запечатлено в виде мечети Омара, которая стоит сейчас на месте Иерусалимского храма.
Но дело сделано. Прошли дни, и можно уже спокойнее поразмыслить о причинах постигшей нас трагедии. Мне кажется, что жители Оёка видят свой храм как бы с другой стороны, не так как вижу его я или кто-либо другой приехавший со стороны. Они знают, что было с храмом до моего прихода. Для каждого коренного жителя храм - это его личная история, свидетель его собственной жизни. Почти каждый переступал порог Оекской церкви в разные периоды ее существования. Значит и каждый может вспомнить о том, что он делал в этих святых стенах. Эта память внутри каждого человека. Один дедушка рассказывал, что когда там была МТС, то на территории храма разбиралась техника, и постоянно выливали огромное количество солярки и мазута, земля внутри храма была буквально пропитана всем этим. Еще люди помнят, как там был клуб. И в этот, пожалуй, самый страшный период, намоленные нашими предками святые стены и земля храма, были обильно осквернены нечистотами, выделяемыми человеческим телами.
Подходил человек лет сорока и говорил: "Я не могу в вашем храме молиться, я лучше съезжу в Хомутово", спрашиваю: "Почему?", - "Понимаете, я здесь на гитаре играл в ансамбле на танцах; пили, дрались, блудили. В общем, всё было…" Видимо не воспринимал он церковь как храм. На пожаре кто-то сказал, когда смотрел на огонь: "Вся мерзость сгорит, все вычищается, выгорает".
Сколько людей из нашего села в той или иной мере стали соучастниками осквернения храма. Святой алтарь, где в течение более чем сотни лет совершалось величайшее таинство евхаристии, где Христос Бог видимо присутствовал среди молящихся в виде Святых Своих Тела и Крови, стал отхожим местом, где люди справляли свою нужду. Еще один живой свидетель сказал мне, что стены храма и земля около этих стен, особенно со стороны школы насквозь пропитаны мочой.
Нельзя забывать, что в нашей церкви была пролита и человеческая кровь.
Никогда не забуду, как однажды, выйдя после вечернего богослужения из придела св. великомученицы Екатерины, я увидел в притворе храма двух пьяных, еще молодых женщин, которые мочились прямо на пол…Конечно, пол был помыт, но скверна осталась, где-то внутри досок пола, хоть малая капля, но осталась. И осталась бы навсегда, если бы не очистительное пламя пожара, которое унесло эту нечистоту вместе с дымом далеко-далеко прочь отсюда.
Несколько дней назад я получил письмо без обратного адреса и имени автора. Оно короткое и я привожу его почти без сокращения:
Отче Вадим!
Искренне Вам говорю: страдал, видя танцующих грешников в дьявольских танцах под дьявольскую музыку в лоне Великой Церкви, и было мне видение в великой духовной усталости: из стены поруганной церкви вышла Женщина в черных одеждах, прижавши ладони к лику. Через много лет, в горах, Она вновь мне явилась и сказала: - Не могу войти в свою церковь, ибо отвращающее звучит в глине и земле ее. Порушу ее очистительным огнем… После пусть всю-всю глину отскребут, доски пожгут, а кирпичи освящают…
Говорю тебе, что служители Церкви моей вошли в поруганный храм мой и не услышат меня из-за дьявольского звучания. Когда полыхнет храм в очищении греховного, тогда скажи: пусть возрадуются, а не печалятся. Аминь.
Совесть должна напомнить каждому из нас, поднять из глубин подсознания воспоминания о том, о чем может быть и стыдно вспоминать. Но это необходимо сделать. Внутри себя, наедине с совестью. Не надо об этом даже говорить вслух. Бог - свидетель всех наших дел, добрых и злых. От Него не утаить ничего. Каждый человек, живущий на земле, верит ли он в это или не верит, однажды предстанет перед Божественным Судьей и ответит за всю свою жизнь. Вот почему Суд называется Страшным. Увидеть свой грех сейчас, еще здесь на земле, до этой страшной встречи с Богом - Судьей и осудить себя, а, осудив себя, измениться хоть немного - это и есть покаяние. Тогда, может быть, мы поймем, что сгоревший наш храм, это не только боль и потеря, а в большей степени - будущая радость и приобретение.
Трагическая гибель храма - это также назидание и предупреждение многим и многим, кого мы даже и не знаем. Это вразумление не сотням и тысячам, это напоминание о будущем гневе Божием за нечестие и беззаконие сотням тысяч и миллионам. Вспомним слова Спасителя: «…Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 4-5).
Конечно, можно найти одного «стрелочника», виноватого в этой трагедии, например, батюшку.
Особенно возмущаются те, кто сам не внес ни одной копейки, но зато радеют за народные деньги, которые, якобы священник тратит на свои нужды, богатея на подаяниях бедных старушек.
Не надо говорить об этом втайне полушепотом. Встаньте прямо, и во весь голос открыто обвините меня в беззаконии. Хотя бы через эту нашу газету. Я уже не раз говорил о том, что нам можно написать любое письмо и опустить его в ящик в местах ее распространения. Это письмо будет обязательно опубликовано, даже если оно будет анонимно, и я обязательно на него отвечу.
Но проходит время, надежда потеснила скорби. Многие люди живо откликнулись на нашу беду. Стали передавать пожертвования на восстановление храма. Православные приходы в Иркутске и в районе собирают средства на оплату ремонтных работ. Проектировщики и инженеры уже приступили к проектированию новых конструкций храма и ведутся изыскательные работы. Уже приступила к работе на алтаре центрального Успенского придела строительная организация. Были проведены субботники 16 и 17 февраля по очистке внутреннего пространства храма от последствий пожара. 16 февраля на субботник приехали прихожане храма Преподобного Сергия Радонежского из г. Иркутска. Они дружно в течение нескольких часов провели расчистку завалов. Спаси их всех Господи! 17 февраля на расчистку пришли жители Оёка. Разбирая завалы, испачканные в саже люди трудились с радостью во Славу Божию не разбирая чинов бок о бок пенсионер и мальчик, глава Оёкской администрации и водитель, главврач, полковник, библиотекарь, учитель и еще много разных людей, которых собрал Господь в храме Своем для общего делания. Парадоксально, но после пожара наступило время ясности и простоты. Ушли полутона в отношениях. Черное стало черным, белое - белым. Кто был другом, и не шумел об этом на углах перекрестков, первым протянул скорую руку помощи. Много оказалось среди этих друзей тех, кого я раньше даже и не знал. Некоторых я знал, но не ожидал от них такого искреннего и щедрого участия. Спаси их всех, Господи! Кто-то остался в стороне. Кто-то решил, что его не касаются церковные дела и проблемы. Но это не правда. Абсолютно каждый был уязвлен этим пожаром. И каждый сделал свой личный выбор, определив свое отношение к сложившейся ситуации. Сейчас время особенное. Сейчас каждое живое сердце должно само откликнуться на нашу беду, не ожидая, когда кто-то подойдет и попросит помощи на восстановление храма. Некогда грустить. Давайте все вместе засучим рукава, и как встарь всем миром возводились церкви в селах, так и ныне с Божией помощью вернем утраченную святыню.
Покажем самим себе, убедим Господа Бога, что храм Оёку нужен. Что храм нужен именно Оёку, а не одному только батюшке и трем десяткам прихожанам.
Все должно измениться после этого пожара. Храм станет другим, обновленным и чистым. И мы все должны измениться. Стать другими, обновленными и чистыми. В новой реальности необходимо научиться по-новому строить свои отношения с Богом, чтобы не случилось больше ничего подобного. Аминь.