«Война глазами детей»

May 08, 2014 14:36


Близится празднование 69-летия со Дня Великой Победы.  Победы, которая досталась ценой многих сотен человеческих жизней, искалеченных судеб.
Труднее всего пришлось в ту военную пору детям, на долю которых выпали далеко недетские испытания. Они бились на полях сражений, работали на полях и заводах, выживали во время блокады Ленинграда. Видели кровь и ужас войны. Вспоминать об этом страшно и горько. Но это часть нашей истории, а без знания прошлого невозможно построить будущее. В канун празднования  учащиеся школ нашего района приняли участие в  I Всероссийском конкурсе сочинений-эссе «Война глазами детей», организованном Центром Всероссийских дистанционных Олимпиад «Летописец». Публикуем работы победителей  муниципального этапа конкурса.
Анна Устинова, ученица 11 класса Новобелоярской средней школы, участница объединения «Юный краевед».
Сочинение-эссе
на тему «Дети тыла».
В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство -
И боль, и радость прошлых лет...


Война в жестокой слепоте своей соединяет  несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волей войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя, как герои: осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Вторую Мировую войну вспоминает моя бабушка, жительница села Белый Яр В.А. Савина: «22 июня 1941 г. был жаркий, солнечный воскресный день. И тут по радио объявили, что началась война. «Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово?», - думали мы. Когда началась война, мне было 10 лет. Село все гудело. У сельского Совета состоялся митинг. Выступал председатель. Он сказал: «Враг напал на нашу землю. И мы обязаны защитить её!». Все жители плакали, отцы наши собирались на фронт. На подводах их увозили в Мелекесс, а оттуда на фронт».
В начале осени отец бабушки прислал письмо, что он находится ещё в Саратове. Её мама с подругой ездили к нему, отвозили табак, картофель. Это была их последняя встреча. Его перевели на «южный» фронт. В 1942 году погиб Алексей Акимович Савин. «После войны в село пришёл односельчанин, он воевал вместе с моим отцом, - продолжает моя бабушка, - от него мы узнали, что они попали под шквальный огонь немцев. Отец упал недалеко от своего односельчанина. Он кричал: «Ранен в живот! Помогите!». Немцы наступали, пришлось отступать. Оказать помощь раненым не было никакой возможности. В последний момент односельчанин увидел, как мой отец пополз в рожь. Рожь немцы подожгли. Так и погиб папа».
Взрослые работали, напряженно вслушивались в сводки «Совинформбюро», с открытым отчаянием или тайной мужественной тоской переживали утраты, ревниво лелеяли и будоражили себя памятью о прошлой мирной жизни, которую в солнечное воскресенье 22 июня «расстреляла» война. И поэтому жизнь казалась им намного печальнее, чем была.
Дети объединялись в свои кланы, жили настоящим, гибко приспосабливались к его трудностям. Это и есть счастливое преимущество детства: оно свыкается со всем, многое принимается без раздумий и продолжает свои настырные поиски радости.
«В одном мы стали едины со старшими - в недетском своём интересе  к сводкам с фронта», - продолжала свой рассказ бабушка, - и это был первый знак зарождения в нас гражданственности. Продолжали играть и  ссориться, дружить и по-ребячьи интересоваться окружающим миром. Мы все, без понуканий, настроились на одну задачу: помогать старшим. Мы мерзли, собирали картофель под снегом,  голодные сидели в полутемных каморках, с особым, почти не детским упорством готовили уроки. И еще мы научились ничего не просить для себя. То трудное время убило в нас свойственные многим детям эгоизм, капризность, требовательность. Не хватало хлеба, паёк делился поровну, и нужна была достаточная сила воли, чтобы небольшую долю хлеба, которая положена на весь день, не проглотить сразу - ведь все время хотелось есть. В семье нас было четверо. И не расслабляла, и не заманивала, а напротив, дисциплинировала мысль о том, что если съем всё сейчас, мама потом отрежет мне  от своей крошечной дольки хлеба. Этого нельзя было допустить: мама худела и старела на наших глазах  -  от работы, забот, похоронки. Когда началась война, мне было 10, когда кончилась - 14 лет.
Учились в холодной неотапливаемой школе. Я копала картошку, радовалась, когда другим приносили письма - «треугольники». Горько плакала, когда пришло известие о гибели отца. Название многих городов я узнавала из сводок «Совинформбюро». Когда эти города оставляли с боями, голос диктора был пронизан болью. Когда они были отвоеваны обратно, его голос звучал как стих, горько и возвышенно. Конечно, война помешала учиться, отняла школы, заставила чаще держать в руках лопату, чем карандаши.
Письма в село приносила в брезентовой сумке от противогаза почтальонка тётя Поля - немолодая женщина в растоптанных огромных мужских ботинках. Зима 1941/42 года выдалась на редкость суровой. Привозили дрова из леса на подводах. Мы ехали, промерзая насквозь, смотря на небо, небо сорок второго года. Грузили брёвна в темноте, торопились. Потом целыми днями топили промерзшими до середины брёвнами печь. Но в классах всё равно было холодно.
В пузырёк, наполненный керосином, опускали фитиль - вот и вся нехитрая конструкция. «Коптилка», как ей и положено, немилосердно чадила. Но она всё же давала свет в эти зимние вечера. А то и просто лучина или кучка щепок освещали дома, классы, школы.
Можно только изумляться находчивости, с  которой приспосабливались люди к самым, казалось бы, нестерпимым условиям жизни.
Нашей матери выдавали пособие как овдовевшей 25 рублей на человека. Настали добровольно-принудительные займы (в год надо сдать 100 литров молока, 100 яиц). А нам так хотелось есть! Но вся пища ограничивалась щами из крапивы и щавеля. Болеть было нельзя, лекарств было мало. Умирали от простуды, истощения».
Бабушка берет в руки старую,  пожелтевшую фотографию, всматривается в лица друзей её детства. Многие сейчас живут в Ульяновске, Самаре. У некоторых дети - новое поколение. А некоторых нет в живых, умерли от истощения в больнице. А кем бы стали они? Если бы не война.
Память - наша история. Каким будет взгляд на неё ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Я убеждена: помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы не быть одинокими и беспомощными.
Память истории - это самоутверждение человека!
Юлия Узикова, ученица 11 класса Архангельской школы.
Сочинение-эссе на тему «Блокадный Ленинград глазами ребёнка».
… Я проснулась от яркого света солнечного луча, который бил  мне прямо в глаза. Зажмурившись, я перевернулась на другой бок. Эх, ещё бы немного поспать.  В окно начал стучать своими раскидистыми ветвями  старый тополь. Он каждый вечер провожал меня в сон и будил стуком листьев в окно каждое утро. С улицы до меня донеслись крики ребят. А сколько сейчас времени? Быстро вскочив с постели, бегу умываться, но по дороге останавливаюсь в коридоре и делаю глубокий вдох. По всему дому разнёсся запах ванили. Ура! Мама испекла мою любимую шарлотку. Вдруг из кухни раздался ласковый мамин голос, она позвала меня завтракать, тут же к ней присоединился папа, ворча, что я слишком долго спала. Но вдруг их голоса начали звучать всё громче и громче, пока совсем не перешли на крик.  Почему вы кричите?..
…Я открыла глаза, от холода свело ноги. Первая мысль: почему это был сон? Где мама? Последний раз я видела её больше трёх дней назад. Она принесла мне чёрствый сухарь, завёрнутый в тряпьё, и протянула   дрожащими руками. Я ела его весь вечер, отщипывая по крошечке. Последнее время мне очень больно было смотреть на маму. Она очень похудела, а под глазами были чёрные круги. Её взгляд напоминал мне взгляд Найды, собаки, которая жила у нас во дворе со своими щенятами. Иной раз выйдешь во двор с пирожком, а Найда - тут как тут. Смотрит на тебя таким взглядом, что не только пирожок, а всё на свете ей отдашь!
Мамочка, где же ты?...
По щеке скатилась слеза, за ней другая…
Екатерина Шохина, ученица 10 класса  Архангельской школы.
Сочинение-эссе на тему
«Дети тыла».
Незабываем подвиг солдата, освободившего Европу от натиска фашизма. Зачастую нам приходится слышать различные сообщения о героях фронта. Но многое умалчивается о таких же героях Великой Отечественной войны - тружениках тыла. Сотни тысяч женщин, стариков и детей трудились, не покладая рук, порой  на протяжении 24 часов по обеспечению нужд фронта. Рабочие стояли сутками напролет у станков, стараясь сделать как можно больше оружия. Но не в оружии одном дело. Мужество и воля всего народа принесли нам эту горькую, но такую желанную Победу!
На войне был один общий враг - немецкие захватчики, но параллельно с этим врагом, шагая рядом, шёл страшный голод. Главным лозунгом жителей страны оставалась гордая волевая фраза: «Все для фронта! Все для Победы!». Сельскохозяйственное производство не сворачивалось, но зерна не хватало. Хлеб выпекали не столько из муки, сколько из разных, не  совсем съедобных добавок: сорняка, опилок, очисток и т.п. Немецкие стервятники поджигали пшеничные поля, заставляя страдать русских людей  и, тем самым,  ослабляя армию.
Особенно трагично звучат рассказы детей войны о том периоде истории нашей страны, в котором у них было отнято детство. С 10 лет детей забирали работать на заводы. Слушая рассказы прадедушек, прабабушек о военном детстве, не перестаешь удивляться их стойкости и мужеству.
Моя бабушка так рассказывала о послевоенной жизни. Её отец сутками работал на заводе, у него не было времени заниматься воспитанием двух дочурок. За дисциплину в доме отвечала строгая мать, которая уходила рано утром и приходила поздно вечером, принося домой еду. На дочерях лежала ответственность за дом, хозяйство, приготовление пищи, уборку, и, конечно, учебу. Дети почти не видели родителей, так было во многих семьях. Но люди того времени не были равнодушны к чужим детям, чем могли, любой крохой помогали...
Гораздо тяжелее пришлось моему дедушке. Он был сиротой, но на его плечах лежала ответственность за жизнь младшей сестренки. Дети жили у бабушки, которая была слишком стара, чтобы ухаживать за ними. Совсем юным мой дед пошел работать на хлебопекарный завод, чтобы помочь любыми средствами семье. Уже в 12 лет он начал зарабатывать небольшие деньги, расфасовывая хлеб.
Мне хочется рассказать и о судьбах других детей войны нашего села. Для школьного музея мы собираем их воспоминания. Шафилова  Валентина Алексеевна 1944 года рождения  проживала в г. Чапаевске Куйбышевской области. В ее семье было 4 ребенка. Отец,  Нуждин Алексей Геннадьевич, был на фронте, мать работала на оборонном заводе. Голодно было всем. Несмотря на это, между односельчанами существовала взаимопомощь,  особенно все заботились о детях. Мать, Анастасия Ивановна, чтобы накормить детей, ездила в соседнюю деревню обменивать посуду и вещи на овощи, картофель, хлеб.
Лапшин Евгений Иванович рассказал историю о нищенке. Однажды в их дом постучалась нищенка, одетая в рваные одежды, заплатанные валенки и выглядевшая неопрятно. Она просила подаяние. «Настасья, - сухо промолвила мать семейства, - у нас нет и картофельной очистки, дети сидят голодные, ничего не кушали весь день! Нет у нас ничего...». Нищенка поникла, но, немного постояв, открыла котомку и вытащила половину буханки хлеба и отдала детям. Вот так и помогали люди друг другу, не взирая на собственное положение.
Левая Ольга Яковлевна была сиротой и до войны. Мать умерла от тифа. Отец женился.  Мачеха приняла детей и не обижала их. Когда началась война, ей было 9 лет, а с 10 лет она уже работала в колхозе, молотила горох, мечтая учиться в школе. Но девочка понимала, что ходить ей будет не в чем, и не на что купить книги.
Под натиском фашизма русский народ не был сломлен, выстоял и доказал всему миру свое мужество.
Я знаю, чтобы по-настоящему любить свое  Отечество, нужно знать его героическое прошлое. Только тогда Россия останется сильной и непобедимой страной, которую будут уважать и с которой будут считаться!
Дарья Боронина, ученица 10 класса Первомайской школы.
Сочинение-эссе на тему
«Блокадный Ленинград
глазами ребёнка».
Есть удивительный писатель Юрий Яковлев. Его повести не просто рассказывают о военных событиях, они помогают нам, никогда не видевшим войну, почувствовать  ту боль, те страдания, те лишения, которые выпали на долю наших ровесников  в годы войны.
Повесть «Девочки с Васильевского острова» рассказывает о Вале Зайцевой. Она дружила с Таней Савичевой, хотя жила намного позже. У них было много общего: родной Ленинград, Васильевский остров, родная школа, любимый хомячок. Валя всё знала о своей подруге. Она знала, что Таня хотела стать учительницей, что она любила петь. Она знала, как больно и страшно было Тане терять своих близких, как не смогла Таня вывести в своём дневнике рядом со словом «мама» слово «умерла».
Я много прочитала книги о блокадном Ленинграде: дети наравне со взрослыми хоронили близких, ходили под обстрелом за водой на Неву, дежурили на крышах домов, помогали в госпиталях. Они жили, получая 125 грамм ленинградского хлеба.
В январе этого года в газете «Аргументы и факты» я прочитала статью ещё об одной ленинградской девочке, тоже Тане - Тане Вассоевич. Эта девочка  жила в блокадном Ленинграде, тоже потеряла  всех своих близких. Где  она брала силы, чтобы похоронить брата, маму, друга брата, отдавая кладбищенскому сторожу последний хлеб? Она хотела, чтобы у близких для неё людей  были могилы,  хотела вернуться к родным могилам после войны. Таня Вассоевич выжила. После эвакуации  вернулась в Ленинград, всю жизнь проработала учителем  рисования, ухаживая за могилами дорогих ей людей,  и завещала это сыну.
Мне становятся очень понятными  слова Юрия Яковлева из повести: «… Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты, поэтому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жило ещё много других  девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своём времени. И с ними дружат сегодняшние ребята…». А что значит дружить? Это учиться  друг у друга смелости, мужеству, верности.

школа, Дарья Фокина, №18 от 30 апреля 2014, С праздником!, №20 от 14 мая 2014, патриотическое воспитание

Previous post Next post
Up