«Московские ведомости», сыгравшие, наряду с «Пчелой», главную роль в распространении моды на вертящиеся столы, первыми намекнули на возможное участие сверхъестественных сил в наблюдаемых явлениях. Со ссылкой на «Revue Britannique» московская газета рассказала о недавно вышедшей в Париже книге «под странным названием “Des esprits et de leurs manifestations fluidiques”». ... Речь идет о сочинении французского католического мистика маркиза де Мирвиля «О духах и об их флюидических проявлениях», в котором таинственные явления интерпретировались как действия сатанинской силы. Во Франции книга Мирвиля воспринималась как манифест католической критики столоверчения. Между тем на первых порах она способствовала усилению и распространению спиритизма: в самом деле, если допустить действие демонов на спиритических сеансах, то необходимо допустить и «возможность и присутствия тут душ умерших людей, а в некоторых случаях даже присутствие душ людей святых».
Фрагмент из такой беседы со столом: «- “Кто ты?” - “Диавол”, - отвечает стол. - “Какой?” - “Астарот”. - “Есть у тебя рога?”- “Есть”. - “Сколько?”- “Два”. - “Есть у тебя хвост?” - “Нет”...
- “Ты искусил первую жену?” - допрашивают на другом сеансе. - “Да”, - отвечает стол. - “Ты сам или кто-нибудь из твоих собратий?”- “Я сам”. - “И в виде змея?” - “Да”. - “Был ты в числе бесов, посланных в свиное стадо?” - “Да”. - “Признаешь ли ты действительным присутствие тела Христова в евхаристии?” - “Признаю”. - “Признаешь ли чистилище?” - “Признаю”.
Один из подобных экспериментаторов, думая пошутить с демоном, набросал отвратительное изображение его и сказал: “Вот твой портрет”. - Дьявол написал в ответ: “Я очень красив”»
Илья Виницкий.
Душа в "закрытом" обществе (Эпидемия столоверчения в России 1853-1855 годов)