Sep 26, 2013 03:05
Писать комментарии к своим же произведениям - возможно, самое глупое занятие на свете. Как я могла упустить возможность им позаниматься? Никак. Поэтому ниже собраны какие-то мои подсказки: откуда что взялось в "3х4". Ну, чтобы просто всем понятно было, что я не умею ничего придумывать. Исключительно документальная пьеса. Да.
А ещё я сократила "Исповедь Старухи". Теперь в ней практически ничего не осталось от реального спектакля, кроме моих побочных впечатлений. По-моему, в этом есть что-то правильное. В общем, новую исповедь тоже можно прочитать под сором.
Всё. Спокойной ночи.
Сор
318 - номер моей группы в Университете на 3 курсе, экватор обучения
Боязнь очередей - фобия профессора В.И. Новикова, моего научника на 3 курсе
Николай - прототипом послужил мой однокурсник - Влад Дёмин, и друг - Юра Девятов
Дальнозоркость Бабушки - основана на жалобах моей матери
Катаракта Бабушки - основана на жалобах моей бабушки по отцовской линии
Тени снежинок - воспоминание детства, школьное
Страх операций - фобия моей бабушки по материнской линии
Комичная проверка зрения - из личного опыта
Все жалобы Николая - из личного опыта
Оперы Штрауса - опера «Кавалер Розы» в постановке Стивена Лоулесса, услышана в период создания пьесы
Песнь любви - из спектакля Евгения Каменьковича «Улисс», песня Молли
Капельки - глазные капли моей одногруппницы, Сони Кадочниковой
Радио с музыкой из головы - из личного опыта
Образ Старухи - видение, дополненное впечатлениями от фильма «ОНО» Томи Ли Уоллеса
Заказ по телефону - привычка моей матери
Грёбаный стыд - из личного опыта, пик ощущения испытан на спектакле «Танго-квадрат» Фёдора Павлова-Андреевича
Адрес Старухи - бывший адрес моей подруги, Осиповой Насти
Шарики - видение
Образ живого мертвеца - все сцены из личного опыта
Музыка смерти - видение
Песок состоит из песчинок - воспоминание детства
Камень рассыплется… - из абитуриентских лекций о философии Пушкина
Табу на смерть - мысль с семинара моего дипломного руководителя, О.Н. Купцовой
Кружево отношений - видение
Рыба - образ из моего стихотворения «Память»
Образ Лизы в первом действии - прототипом послужила моя одноклассница, Лиза Ларина
Упражнения - из видео-курса «Секрет идеальной фигуры» с Синди Кроуфорд и из театральных занятий в школе
Кошка и запах гнилых яблок - из личного опыта
Танец с мёртвым - из фильма «Интервью с вампиром» Нила Джордона
Игнорирование звонков - из личного опыта
Элвис Пресли - играл в момент создания сцены в кафе-клубе «Мастерская»
Профессия камеристки - из спектакля Хармелина «Тройкасемёркатуз» по мотивам «Пиковой дамы» Пушкина
Голоса помещения - видение
Кунсткамера - вербатим из петербургской Кунсткамеры, материал собирала Осипова Настя
Реплики Экскурсовода - отдельная информация о Рюйше и Кунсткамере, найденная в Интернет
Штокхаузен и Фелдман - авангардные композиторы, чей концерт я слушала в период создания пьесы
Сон Лизы №1. Рождение понятия - видение на станции м. Кутузовская
Речь патологоанатома - составлена из части медицинского видео, найденного в Интернет, и материалов форумов
Речь Лизы и комментарий патологоанатома - личные впечатления после анатомической выставки «Тайны тела. Вселенная внутри», посещённой в период создания пьесы
Театр - образ лиликанского театра из спектаклей театра «Тень»
Рождение музыки из духа трагедии - Ницше наоборот, личный опыт, опера В. Беллини «Сомнамбула» в постановке Пьера Луиджи Пицци, прослушанная в период создания пьесы
Щекотка в солнечном сплетении - мой одноимённый рассказ, моё стихотворение «Над толпой»
Сопряжённые молчания - видение, мои стихотворения «III. Отелло», «Зачем снятся кошмары»
Исповедь Августина - мои стихотворения «Предчувствие воспоминаний», «Чеховщина»
Обратная сторона веры - видение, моё стихотворение «II. Транс», «Requiem» Бернда Алоиса Циммермана из спектакля Владимира Бочарова «КРТК», увиденного в период создания пьесы
Исток материнства - мои стихотворения «Инстинкт Мэрилин», «Медея», композиция «Coco Rosie» - «Good Friday» из спектакля Юрия Бутусова «Макбет»
Вальс Хачатуряна - мои стихотворения «Венеция», «Заклятие Саломеи», вальс из спектакля Римаса Туминаса «Маскарад»
Апогей государственности - моё стихотворение «К Бог-у», «Преодолевать расстояния», спектакль Константина Богомолова «Ставангер»
Мёртвое тело в театре - ощущение после спектакля «Злая девушка» Дмитрия Волкострелова
Монолог Лизы о спектакле - квинтэссенция современного консервативного критиканства
Зацепившееся платье - видение
Сон Лизы №2. Самоедство - видение
Исповедь Старухи - рецензия на спектакль «Дон Жуан. Версия» Андрея Шляпина, увиденный в период создания пьесы
Пластыри «Люцифер» - видение
Эдит Пиаф - песня, которую я пела в школе на уроках вокала
Солёное, кислое… - видение
Манифест Лизы - мои мысли после оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Андрия Жолдака, услышанной в период создания пьесы
Сон Лизы №3. Опыт исчезновения - видение
1. Исповедь Старухи
28 февраля 2018 года. Комната Старухи. Затхлый запах старости. Всё в том же костюме клоуна, Старуха лежит на перине высотой до потолка. Умирает. Лиза суетится, передвигается вокруг перины по специальной системе лестниц и канатов. Камеристка кормит и обтирает больную, меняет ей подгузник, даёт лекарства, исполняет капризы.
Старуха: Вот и подходит к концу последнее твоё испытание под кодовым названием «Хоспис». Жаль, что в феврале всего 28 дней. Я бы ещё пожила. Но пора. Деточка, ты весь декабрь ходила в Кунсткамеру слушать грёбаный стыд, что несут люди, глядя на смерть. Ты весь январь посещала лекции в морге, наблюдала за тем, как волшебно, гармонично устроен человек и как сильно он непохож на себя после встречи со мной. Ты сильно изменилась, Лизонька, и за этот, третий месяц, когда ухаживала за мной. Сегодня я покину тебя навсегда. Настало время выслушать тебе мою предсмертную исповедь.
«Пластыри “Люцифер” - Ваш плотский животик!»… О чём это? Да, исповедь.
Всё началось в далёком, мрачном… 2013-м, 5 лет назад. У власти тогда был злой царь, а я была молода и прекрасна, гораздо прекрасней, чем ты. И вот, однажды вечером я надела своё самое красивое платье и пошла в театр. Я тогда ходила в театры бесплатно, по студенческому билету. Отстояв очередь, я сказала администратору: «Один билет на Дон Жуана, пожалуйста». Очень хотелось увидеть спектакль о нём, о Дон Жуане. А администратор мне: «Вас на Дон Жуана не пущу. Идите на Иисуса Христа». Хотел, чтобы я посмотрела спектакль о нём, об Иисусе Христе. «Сами идите Вы на Иисуса Христа, мне его не надо, спасибо», - ответила я администратору и пошла к окошку кассы. Покупать билет, имея на руках магический студенческий - очень плохая примета. Почти наверняка попадёшь на отвратительный спектакль. Тысячу раз я убеждалась в этом, но всё же протянула неприятной женщине в окошке цветную банкноту. Так сильно мне хотелось увидеть спектакль о нём, о Дон Жуане. «Последний», - вместе с билетом кинула в лицо слово билетёрша.
Примета не подвела. Спектакль оказался настолько ужасным, что его можно было прямо там же забрать в музей самых ужасных спектаклей мира. Не было в нём Дон Жуана, на которого я шла. Разочарованная, я повернула голову вправо и увидела своего соседа. Господи-Боже, да ведь вот он, вот он, собственной персоной - Дон Жуан! Сосед оказался в миллион раз театральнее, чем то, что творилось на сцене. Смесь Кена, Зорро и Супермена. Тяжёлый подбородок, густые брови, прямой нос, русые волосы уложены гелем, ковбойские туфли, рваные джинсы, рубаха, расстёгнутая до середины. В левой руке бутылка Колы, в правой… пальчики любимой девушки, сидящей рядом. Во взгляде - абсолютное блаженство от происходящего на сцене. Полный идиот.
Взгляд влево - еще более колоритный персонаж. Мужик за 50, с толстым брюхом, в рыбацких шортах и (!) в кепке. На шее - доисторическая Нокиа на шерстяном шнурке. На ногах - носки и сандалии. Как он вообще попал в театр? Мысленно обозначенный мной как «Рыбак», странный тип вёл себя неадекватно. Ёрзал, потом смеялся взахлёб не к месту, что-то лепетал себе под нос, раскачиваясь взад-вперёд. Сначала думала, пьяный, но принюхалась - нет, алкоголем совсем не пахнет. И тогда поняла: «Сумасшедший». Рыбак беспокойно тёр ладони о голые колени, крутился на стуле, надевал и снимал кепку, подтягивал носки, вертел в руках телефон. Всё время был чем-то занят. Приступ паники охватил меня. Я отодвинулась от него, насколько могла. И вот, он резко выкрикивает на весь зал: «Старый пердун!». В шоке перевожу взгляд на сцену. Там пожилой актёр читает монолог Дона Луиса о падении нравов. Тут-то во мне что-то и щёлкнуло.
Я начала чувствовать к спектаклю болезненную материнскую нежность. Творится сам в себе, никем не понимается. Такой уязвимый, хрупкий! Помешанный Рыбак может в любой момент ворваться в его тело, искорёжить непоправимо: пронести свою тушу прямо по маленькой сцене, сквозь свет прожекторов, мимо актёров к выходу, а по пути ещё выкрикнуть пару грубых ругательств. И ведь ни одна душа не сможет помешать катастрофе! Незащищённость искусства - оголённый нерв. Ожидая беды, я поворачиваюсь к Рыбаку и… он уже мирно спит, уложив все три подбородка на лопатообразную кисть. Но запущенный внутри меня процесс уже не остановить.
Кто он, этот Дон Жуан? Он выскальзывает из-под каждого штампа, словно виноградная улитка. Соль характера Гуана в его непостижимости. Перед нами неисчерпаемый источник интерпретаций, жизни и искусства! Для меня Дон Жуан в тот вечер стал носителем ницшеанской морали. Для него не цель оправдывала средства, а изощрённость средств оправдывала цель. У него был жар в груди, из-за которого и совершались восхитительные безумства. Вот это главное. Всё, что угодно, может быть оправдано красотой человеческого духа.
Дон Жуан столько веков оставался живым, а я… Но после того ужасного спектакля всё изменилось. Я решила отдаться безумию полностью - и превратилась в Госпожу Смерть. Сочинила себе образ старухи-клоуна-чиновницы, вжилась в роль. Изобрела обязательные ритуалы, сшила костюм, сделала грим, стилизовала комнату… Я наполнила жизнь смыслом. Повседневность обернулась великолепным спектаклем! Каждый миг её наполнился музыкой и светом. Я отказалась просто существовать, и стала выполнять сверхзадачу, нести особую миссию. Ты не представляешь, какие фокусы я только не вытворяла за эти пять лет!..
Я, наверное, слишком увлеклась этой странной игрой. По непонятным причинам за несколько лет совершенно состарилась… Не знаю, может, дело в тех шариках из банки, которые только и ела все эти годы. Сама над ними химичила. Секретная рецептура в правом ящичке комода. Теперь вот - умираю. Так нелепо. Ведь мне всего 25, представляешь? Но я не боюсь. К телу равнодушна. А в смерть не верила никогда до конца. Нет её, Лиза. Меня нет. Сплошное надувательство. Но я ни о чём не жалею, пусть так.
Non! Rien de rien!...
Non! Je ne regrette rien!...
Зато всё было очень красиво. Один грех на душе - тебя, деточка, ввела в заблуждение. Надеюсь, ты не слишком верила, что служишь камеристкой у самой Смерти? Мне не преемница нужна была, а подруга. И деньги, кстати, что я тебе платила - тоже ненастоящие. Сама печатала. Извини за обман. Я обыкновенная сумасшедшая, таких тысячи в этом городе. Признаюсь в этом тебе и себе самой. Каюсь.
Солёное, кислое, сладкое, горькое,
Зелёное, синее, красное, чёрное…
Старуха картинно умирает. Лиза плачет на её груди.
драматургия,
творчество