Мухарьямов Валерий, победитель конкурса «Белая скрижаль - 2010»

Apr 14, 2011 17:43

В возрасте 6-15 лет Валерий писал только стихи. Потом, уже работая на киностудии 2-м режиссёром, увлёкся написанием киносценариев. Самый известный из них - «Артистка», был экранизирован режиссёром Сергеем Говорухиным, и фильм получил около 20-и кинопремий. В то же время Валерий написал несколько пьес, которые были поставлены в Канаде, Украине, Америке, Израиле и во многих городах России. Писать прозу Валерий начал довольно поздно, и делает это крайне нерегулярно.


Как Вы узнали о конкурсе «Белая скрижаль»? Сомневались или сразу решили участвовать?
Объявление о конкурсе «Белая скрижаль» прочитал на каком-то сайте в Интернете. Сомнения меня не мучили, поскольку до этого я уже успел получить несколько премий самых разных достоинств на подобных конкурсах.

Каждый участник наверняка думает о победе. Вы надеялись на чудо или были уверены в своих силах?
Нет, уверенности в победе у меня не было совсем. Иногда, просматривая присылаемые на такие конкурсы рассказы и повести, я встречал очень и очень достойные работы.

Насколько для Вас важна публикация в альманахе «Белая скрижаль»? Печатались ли Вы где-либо еще?
Любая публикация твоей работы, над которой, возможно, была проведена не одна бессонная ночь, всегда приятна.
Да, у меня есть несколько публикаций в разных журналах.


Целый год вы ждали результатов конкурса - и стали призером! Как Вы отреагировали на это известие? С кем поделились в первую очередь?
Победе в конкурсе всегда вдохновляет на новые работы. Эх, ещё бы побольше свободного времени!
Кому-то рассказать о своём успехе ещё не представился случай.

Были ли у вас когда-нибудь мысли, что ваши рассказы не заслуживают внимания? Если да, то, как вы преодолевали себя?
Мучаюсь этим постоянно, так как целиком состою из комплексов.

Что вы посоветуете тем, кто боится выставлять свои работы на конкурс?
Не будете выставляться - никогда не будет и признания, не будет признания - в конце концов иссякнет желание писать.

Настоящий писатель может писать «в стол»? Или обязательно нужна оценка творческой деятельности?
На мой взгляд, любое творчество не может быть для «внутреннего потребления».
Человеку творческому всегда нужен зритель, слушатель, читатель, иначе его деятельность не имеет смысла.

Как Вы начали писать? Кого можете назвать своим «учителем» в литературе?
Очень сложный вопрос. Думаю, что желание выразить свои мысли на бумаге возникает из целого комплекса впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного, пережитого самим. Безусловно, что хорошая литература играет в этом посыле одну из решающих ролей, но назвать кого-то из писателей единственным «виновником» моих литературных попыток я не решусь.
Помнится, например, что на создание одного из рассказов меня вдохновила фраза, встреченная в книге Татьяны Толстой: «Её вынесли, прищемив волосы дверью». Вот и всё.

Как будет называться Ваш следующий рассказ? О чем он будет?
Мой следующий рассказ будет называться или «Драма с собачкой», или «Три мои женщины», или «Как меня ранило бомбой». Всё зависит от того, какой из них я закончу писать первым. Но, скорее всего, это будет, всё-таки, не рассказ, а сценарий художественного фильма, рассказывать о котором я не имею права.

Откуда берется мода на ту или иную литературу? Как вы думаете, писатели пишут то, что требует публика, или публика читает то, что пишут писатели?
На мой взгляд, мода на ту или иную литературу возникает от читательской беспомощности, отсутствия собственных, наработанных над Книгой пристрастий. Как могут быть «не в моде» «Старосветские помещики» или история Петруши Гринёва?! А что, строки Мандельштама «...И покинув корабль, натрудивший в морях полотно...» нынче уже «не носят»?!
Увы, сегодня больше пишут то, что требует ленивая публика.

Может ли творчество быть на заказ? То есть, является ли настоящим творцом тот, кто пишет по графику и за деньги?
Уверен, что может, и примеров тому - бессчётное количество. Другое дело, что для успешной (в творческом плане) реализации этого заказа абсолютно необходимо, чтобы предложенная автору идея совпадала с его собственным мироощущением, волновала его или, как минимум, была ему близка.

Творческий путь какого писателя вам запомнился больше всего?
Мартина Идена, литературного героя Джека Лондона.

Как Вы относитесь к тому, что в России стали меньше читать, особенно молодёжь?
А как можно к этому относиться? Мы губим себя.

В какой стране, по-вашему мнению, самые талантливые писатели?
Вне всяких сомнений - в России.

Какую книгу посоветуете для прочтения?
Из недавних - «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой.

Кто Ваша Муза?
Жена не простит, если я скажу, что не она.

Посоветуете ли Вы своим друзьям по перу принять участие в конкурсе? Будете ли сами участвовать?
Да, советую всем.
Сам очень хотел бы выдвинуть на конкурс свою последнюю повесть, но, насколько я помню, у вас жёсткие ограничения по объёму.

Что можете пожелать участникам 2011 года? Что посоветуете организаторам для улучшения конкурса?
Участникам - успеха!
Организаторам - расширить ограничительные рамки по тематике и объёму.

Отрывок из рассказа.

- Финкильштейн, - начинала урок Зи-Зи с Борькиной фамилии, причем произносила ее так, что, казалось, ей сейчас станет дурно, - последняя контрольная работа показала, что ты, в общем-то, не безнадежен. Вернее... не совсем безнадежен, - тут же поправлялась она, - если, конечно, твоя работа полностью не списана у Брагиной.

Нинка Брагина, скопировавшая Борькину контрольную от первой до последней буквы и в горячке едва не подписавшаяся его же фамилией, густо покрывалась красными пятнами, стараясь, впрочем, выдать это за скромность.

- Я не списывал, - буркал Борька, понимая, что делать этого не стоит.

- Да? - вскидывала голову Зи-Зи, наполняясь желтизной, как стеклянная больничная утка. - Может быть, ты и поля начертил на своем замызганном листке? - И она демонстрировала классу действительно замызганный листок без полей.

С раннего детства Борька знал за собой одну особенность: в минуты волнения, вызванного собственным ли гневом, или гневом, направленным против него, в его голове, будто в радиоприемнике, кто-то подкручивал регулятор настройки, и он почти переставал слышать. В случае же с Зинаидой Зиновьевной, то уже после слов “…или ты считаешь, что поля за тебя начертит…” - далее как варианты предлагались Пушкин, Лобачевский, а в период особой раздраженности, почему-то Радж Капур - ее голос в ушах Борьки то превращался в визгливую морзянку терпящих аварию челюскинцев, то вырывался из атмосферных помех государственным басом Левитана. А после того, как из уст распалившейся Зи-Зи выплескивалось что-нибудь типа: “…вымахал этакая орясина…” уже едва принимаемый им сигнал пропадал полностью. И “орясина” еще некоторое время заворожено смотрел, как в такт зло выговариваемым словам прыгает на ее верхней губе коричневая родинка.

интервью, победители

Previous post Next post
Up