Современное небольшое село Старая Ладога Волховского района Ленинградской области находится в северном центре заселения славянами Русской равнины, в колыбели зарождения нашей государственности. В Ипатьевском списке Повести Временных лет было сказано, что Рюрик сел на княжий стол в Ладоге и только потом перебрался в Новгород. Давно уже отгремели споры норманистов и антинорманистов XVIII-XX вв., современная историческая наука, вооруженная данными источниковедения, археологии и лингвистики, несмотря на остающиеся дискуссионные вопросы, однозначно разрешила стародавний спор в пользу независимого от внешнего влияния появления государственности у восточных славян и при этом заметного влияния внешнего фактора на создание Древнерусского государства. Споры продолжаются по многим другим вопросам раннего этапа нашей истории, и Старая Ладога, конечно же, не могла остаться в стороне: академик А.Н. Кирпичников настаивает на том, что Ладога была первой столицей Древнерусского государства, в то время, когда его оппонент академик В.Л. Янин утверждает, что это была лишь временная резиденция князя Рюрика до его переезда в Новгород (о полемике популярно
здесь). Словом, и сама земля легендарная, и место превращения легенд в реальную историю тоже на ней находится, так что побывать там просто необходимо, тем более, что в Старой Ладоге работает Историко-архитектурный и археологический музей-заповедник (см.
сайт).
Как известно, первые поселения на ладожской земле возникли еще в VIII в., а уже в IX столетии Ладога упоминается в числе первых десяти русских городов. В Ладоге располагался административный центр федерации славяно-финских племён на северо-западе современной территории России, ставший в 862 г. центром Древнерусского государства. Поселение было крупным торгово-ремесленным центром, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки (подробнее см. в статье А.Н. Кирпичникова
здесь).
Первая каменная крепость была заложена в Ладоге уже в конце IX в. и перестраивалась в начале XII в., что говорит о большом её значении для обороны Древнерусского государства. Военное значение крепости постепенно снижалось, граница была передвинута на Запад, но в XVI в. старая крепость оказалась востребованной и была существенно перестроена для приспособления к "огнененному бою", приобретя современный вид. Однако, с XVII в. каменные постройки начали постепенно приходить в запустение (см.
здесь).
Воротная башня:
Каменная церковь XII в. Св. Георгия с сохранившимися фрагментами фресок той эпохи. Именно в ней князь Александр Ярославич молился перед тем, как стал Невским:
Деревянная церковь - зимняя отапливаемая, большое удобство. Слева - виден археологический раскоп.
Реконструированные стена и башня
На стене:
Вид из бойницы:
Внутри башни:
Внутренняя территория очень небольшая, что, в принципе, характерно для средневековых крепостей:
Слева виден вход в крепость, прямо за забором - останки одной из башен и археологический раскоп.
Крепость постепенно сползала в реку и разрушалась:
Воротная и Климентовская башни были почти в таком же виде и восстановлены в ХХ в. (история реставрации крепости рассказывается
здесь (подробнее и с чертежами) и
здесь).
Полный вид крепости таков:
Археологические находки в музеях Старой Ладоги. На первом фото справа плакетка - с ниспадающим соколом, эмблемой Рюриковичей.
Свидетельство широких торговых связей Ладоги - вставка перстня-печатки из горного хрусталя с арабской надписью: «Помощь моя только у Аллаха, на него я положился и к нему обращаюсь»:
Отдых после экскурсии:
В конце XVI в.к каменным стенам и башням на месте бывшего посада был добавлен "Земляной город" - одни из первых в нашей стране дерево-земляные укрепления бастионного типа, которые позволяли лучше использовать артиллерию (подробнее см.
здесь).
Макет крепости с пристроенным "Земляным городом":
Вид на останки "Земляного города"
Сельская пастораль, но именно она вместе с древней историей позволяет Старой Ладоге жить и развиваться. Превращение города Ладоги в своё время в село позволило сохранить памятник от застройки, хотя, стены с башнями постепенно разрушались.
Ниже по течению реки недалеко от крепости находятся знаменитые легендарные курганы - могилы наших древних правителей и витязей (по-научному - сопки, подробнее о них -
здесь):
А вот эта табличка даже одна способна вызвать исторические споры и даже холивары:
Вот "могила Олега Вещего" (или сопка 5-III). Этот курган пытался копать один местный любознательный помещик, кое-что нашел, но потом наткнулся на внутреннюю конструкцию и дело, к счастью, оставил. Если бы раскопки теми примитивными средствами продолжились, курган бы попросту рухнул:
"Курган"
В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит;
Под ним богатырь знаменитый
В минувшие веки зарыт.
В честь витязя тризну свершали,
Дружина дралася три дня,
Жрецы ему разом заклали
Всех жен и любимца коня.
Когда же его схоронили
И шум на могиле затих,
Певцы ему славу сулили,
На гуслях гремя золотых.
«О витязь, делами твоими
Гордится великий народ!
Твое громоносное имя
Столетия все перейдет!
И если курган твой высокий
Сровнялся бы с полем пустым,
То слава, разлившись далеко,
Была бы курганом твоим!»
И вот миновалися годы,
Столетия вслед протекли,
Народы сменили народы,
Лицо изменилось земли;
Курган же с высокой главою,
Где витязь могучий зарыт,
Еще не сровнялся с землею,
По-прежнему гордо стоит;
А витязя славное имя
До наших времен не дошло.
Кто был он? Венцами какими
Свое он украсил чело?
Чью кровь проливал он рекою?
Какие он жег города?
И смерью погиб он какою?
И в землю опущен когда?
Безмолвен курган одинокий,
Наездник державный забыт,
И тризны в пустыне широкой
Никто уж ему не свершит...
А.К. Толстой (
полный текст)
Мальчик и Вечность:
Конечно же, местные жители используют древние курганы как традиционные места для посещений во время торжеств, например, свадеб.
Встреча туристов со свадьбой:
Вид на Старую Ладогу с курганов:
В начале Северной войны после поражения при Нарве русское командование взяло курс на воссоздание армии и последовательный захват бывших в руках у шведов крепостей для отвоевания утраченных некогда земель в Прибалтике. Первой вернуть старое русское название Орешек должна была крепость Нотебург, закрывавшая вход в Неву из Ладожского озера. Требовалось создание базы снабжения, способной обеспечить действия русской армии, и у места впадения реки Волхов в Ладожское озеро была построена верфь, в 1704 г. неподалёку от неё на месте Никольско-Медведского монастыря был образован город, который Пётр I повелел называть Новой Ладогой, прежний город - превратился в небольшое село Старая Ладога, одно из многих в России. На новое место были переведены административные учреждения и переселены жители прежнего города. Впоследствии Новая Ладога превратилась в важную часть системы снабжения и транспортного обеспечения новой столицы - Петербурга и быстро разрасталась на торговле, рыболовных промыслах и обслуживании речных каналов и перевозок.
В городе распологались и армейские полки, самым знаменитым из которых стал Суздальский пехотный, которым в 1763 - 1769 гг. командовал тогда ещё почти никому неизвестный полковник А.В. Суворов.
Общий вид на полковую слободу:
Дом Офицерского собрания Суздальского пехотного полка периода командования А.В. Суворова:
К сожалению, постройки находятся в запустении. Это отображение запустения всего города, от прежнего богатства которого остались лишь воспоминания и разрушающиеся дома. История начала XVIII в. повторилась, но теперь Старая Ладога развивается за счёт туризма, Новая же Ладога прозябает, в ней нет ни развивающихся производств, ни туристической инфраструктуры. Ещё пару десятилетий небрежения, и от исторической застройки не останется и следа.
Постройки Николо-Медведского монастыря (сейчас вокруг него городское кладбище):
Кладбищенские или ("монастырские"?) коты:
В дореволюционное время, когда жизнь в городе кипела, рыбаки, чтобы не терять время, могли заказать молебен или дать поминать, не заходя в храм:
Вот по этой лестнице они поднимались на специальную площадку
Для этого они бросали монеты в денежный ящик, так же у слухового окна можно было немного послушать службу
А затем через ворота пойти на работу - рыбачить на Ладожское озеро
Сейчас нет ни рыбных промыслов, ни толковых производств: