21 августа съездили на экскурсию в Усть-Вымь - село в Усть-Вымском районе родной Республики Коми. Это уже была вторая попытка, первая сорвалась из-за моей традиционной ежегодной летней простуды. Поехали "дикарями", то есть, самостоятельно, но на ретро-поезде. При подходе к вокзалу сразу стало понятно, что что-то не так: дыма не было. На перроне выяснилось, что паровоз сломался, и ретро будет не очень таки ретро, ибо ЧМЗ ещё бодр и свеж. И да, локомотивов почему-то было два. Возможно, железнодорожники решили сразу подстраховаться, а, возможно, просто перегоняли один из них в Микунь или куда дальше. Кстати, народу было очень мало, такое ощущение, что про замену откуда-то все знали. Ну, кроме нас. Тем не менее, старинное село стоило того, чтобы туда поехать даже на таком уже современном поезде. В Усть-Выми есть станция одноименная перед мостом (но это населенный пункт Вогваздино) и остановочный пункт 26 км в самом селе, то есть, за мостом. Так вот, до "ОП 26 км" удобнее доезжать, а вот платформа там очень низкая, лесенка вагона заканчивается слишком быстро тогда как железнодорожная насыпь очень высокая. Короче, неопытный я слезал вперед лицом, спрыгнул и чуть не улетел с насыпи вниз. Это было бы нетривиальное начало приключений ну или их завершение.
Облом-с:
Вид на Усть-Вымь:
На остановочном пункте "26 км":
А могло бы быть и так, с дымом и залихватскими гудками:
Отправление ретропоезда с вокзала в Сыктывкаре:
Отправление ретропоезда от платформы "Эжва" что под Сыктывкаром:
Усть-Вымь - старинное коми село, на следующий год ему исполняется 645 лет, это первая столица Коми края, на этой земле происходили многие события, ставшие легендами. Это и присоединение края к Московскому княжеству, борьба Стефана Пермского с язычеством и распространение им православия, защита территорий от нашествий со стороны соседей и многое ппрочее, что вошло в "Историю Коми" и воспринимается седой стариной. Были и события новее - создание железной дороги до Воркуты и лагерей, которые её и строили, в частности, печально знаменитого "Устьвымьлага". Некогда Усть-Вымь была и административным центром всего Коми края и резиденцией епископов Пермских, волостным центром, уездным и районным центром, но всё это осталось в прошлом. А когда в 1943 году административный центр района из села был перенесен в другой населенный пункт, Усть-Вымь окончательно рассталась со своими властными полномочиями.
Виды, на которых сквозь современность проявляется история:
Теперь это часть музея - его отдел этнографии, крестьянская усадьба позапрошлого века:
Одно из сокровищ Усть-Выми - помимо храмов (их до 1917 г. было, конечно, больше, а вот монастыря к тому времени не было, сейчас он снова есть) и пейзажей - комплекс зданий дореволюционной земской больницы. В советское время тут долгие годы так же размещалось медицинское учреждение. На фото - больница (здание в 2 этажа, в наши дни - Усть-Вымский краеведческий музей), заразный барак, дом врача и кухня (её, возможно, на фото нет):
Новая экспозиция в Усть-Вымском краеведческом музее в том же самом историческом помещении бывшей Земской больницы - приёмный покой врача:
Некоторые из музейных экспонатов Усть-Вымского краеведческого музея от эпохи Стефана Пермского до коллективизации и послевоенных лет:
А это вам не кошачья переноска, а чемодан для новобранцев первой половины ХХ века из уже советской эпохи. С ним приезжали на сборный пункт, доставали нехитрые вещи, а чемодан возвращался назад:
Обратно домой мы решили поехать также на поезде с комфортом, но при этом не устраивать состязание по прыжкам в высоту на приз забраться в вагон, а добраться сначала до станции, для чего совершили небольшую пешую прогулку через мост. К сожалению, для пешеходов дорожка на трассе есть только на мосту, однако водители сбрасывали скорость, когда проезжали мимо нас, за что им большое спасибо. В Вогваздино мы взяли мороженое и полюбовались вечерней зарей и видами на грузовые вагоны. Романтика небольшой станции в сельской местности во всей своей силе!