"Вот это самолёт для людей!": мой фотообзор Ту-114 из Центрального музея ВВС РФ в Монино

Jun 15, 2022 09:06




В детстве мы с папой практически каждый год ездили из Сыктывкара к его родителям в Тульскую область. Первый этап пути приходился на авиарейс до Москвы, а там у аэровокзалов еще в 1990-е годы стояли большие старые авиалйнеры Ту-104, Ту-114 и Ил-18, которые при первом знакомстве произвели на меня очень большое впечатление. Впоследствии, когда появлялась возможность, я старался их снова увидеть.
В Центральном музее ВВС России в Монино находится Ту-114, который можно не только увидеть, но и осмотреть изнутри. До недавнего времени, пока музей не начал проводить платные еженедельные экскурсии по бортам, это можно было сделать только три раза в год на Дни открытых дверей музея (9 мая, 12 июня и День ВВС), вход на них бесплатный. Возможность подняться на борт обеспечивают волонтеры музея - увлеченные авиаисторией добровольцы, которые за свои собственные и собранные от пожертвователей деньги восстанавливают салоны и кабины самолетов, борются с коррозией и сыростью на борту, летом моют самолеты, зимой чистят с них снег. Я был в Монино на Ту-114 на ДОДах в 2015, 2016 и 2022 гг., и должен сказать, что волонтеры сделали многое для восстановления самолёта. Почему я трижды ходил на экскурсии по Ту-114? Кроме того, что мне это интересно, только так можно заснять и рассмотреть все, что нужно, ведь каждая экскурсия идет не более 25 минут, а людей много - 15 человек, всего и не увидишь и не успеешь сделать за один раз. И, конечно же, свои собственные впечатления ценее фотографий других товарищей по интересу к авиаистории))


Минутка истории: Прадед (Ту-95) - Дед (Ту-114) - Правнук (Ту-95МС). Внука (Ту-142) в Монино нет:








Внешний вид Ту-114:



















Последнее по времени издания РЛЭ Ту-114 , утвержденное в 1974 году:










В Монино находится самолет в первоначальном варианте компоновки на 170 мест, который не работал на регулярных линиях "Аэрофлота" и потому сохранил всё великолепие со столиками между кресел и четырьмя купе со спальными местами:




В 1970-е все аэрофлотовские Ту-114 были перекомпонованы на 200 пассажирских мест: купе и столы убрали, расстояние между рядами уплотнили (сравните схемы выше и ниже):




Самолет очень высокий. Передняя опора шасси:










Винты, мотогондолы и основные опоры шасси:







Поскольку Ту-114 со всех ракурсов рассмотреть невозможно, то вот фото винтов, мотогондол и шасси Ту-95 и Ту-95МС:










Правая и левая консоли крыла с мотогондолами:










РЛЭ об экипаже и пассажирах:



Теперь пора осмотреть самолет изнутри. Поднимаюсь на борт. Высокий трап ощутимо раскачивается:




Передний вестибюль и кабина экипажа:



Передний вестибюль у первой пассажирской двери. Видны места для стюардесс. Неудобное. Верхнее фото 2015 г., нижнее - 2022 г.:







Кабина экипажа, фото 2015 г.:










Передняя пассажирская кабина и гардероб


Всего - 7 рядов кресел, вместимость - 41 человек.

Общий вид первого салона при взгляде от кормы самолета. На первом фото с открытой дверью кабины пилотов (2015 г.) виден передний гардероб. На нижнем фото с закрытой дверью в кабину экипажа (2022 г.) можно лучше увидеть само помещение для пассажиров:







Проход между рядами широкий и позволяет разойтись двум потокам экскурсантов, не вжимаясь в кресла. Пассажирам того времени было комфортнее, чем современным. Единственно, "Суперджет" радует столь же удобными размерами.

На этих фото (верхнее - 2015 г., нижнее - 2022 г.) хорошо видны передняя стенка и входной проем в первый вестибюль:







Взгляд на салон в корму. На первом фото - я в роли пассажира на фото 2022 г.:







Взгляд сбоку на соседний ряд:




Пассажирские кресла по-ближе. На одном из них видны подушка и подголовник, такие были на всех:




Блок кресел на одном из рядов:




Места для ног много.

Пристяжные ремни:




Кресла раннего образца удивляют современного пассажира своей массивностью и отсутствием столиков для еды:







Кресла на авиалайнере Ту-114 удивляют еще и тем, что в спинке каждого из них были встроенные лампы индивидуального освещения:













С частично снятым чехлом - все кресла в самолете были "электрическими". По-доброму))




Багажные полки - вполне в стилистике 1950-х годов, сохраняют ощущение пространства и воздуха в кабине, но по современным меркам маловместительные и недостаточно прочные для груза, проносимого в кабину "безбагажно-тарифными" пассажирами:
















Люлька для ребенка у первого ряда по левому борту. На первом фото 2015 г. можно видеть лампу освещения над люлькой, на последующих фото 2022 г. она укрыта абажуром:










Решетка выходного отверстия вентиляции над 4 рядом по правому борту и табличка с указанием номера ряда и литерами кресел, так же виден линкруст - материал для отделки стен, широко применявшийся тогда в дизайне пассажирских салонов техники:




Шторки и иллюминатор:




Передний гардероб. Фото как получилось снять на ходу:




Средняя пассажирская кабина и буфет:


Всего 8 рядов кресел, вместимость 48 человек.
Общий вид второго салона:

- взгляд от кормы в нос:













- взгляд от носа в корму, за спиной волонтера можно видеть коридор с буфетом и купе:




Плафоны освещения и багажные полки:




Столы были двух типов - с откидными боковинами и цельные:







Иллюминаторы, кресла, отделка стен и столов по-ближе:













Кнопка вызова бортпроводника. Поскольку салон использовался для приема пищи, то картинка отражает назначение салона:










Информационные таблички для пассажиров:

- на передней стенке:
"Не курить! Надеть пристяжные ремни!" Надписи при включении с пульта должны светиться:







- на задней стенке:
"Надеть кислородные маски!":




Я в роли пассажира, фото 2015 г.:




Красивый и светлый салон, но летать в нем не любили, на дальних рейсах же использовали только как столовую для временного приема пищи. Причина кроется в фото из иллюминатора второго салона ниже: близко расположенные двигатели и их винты создавали большой шум и изнуряющую вибрацию, посуда на столах не стояла на месте.







Буфет. Фото 2015 и 2022 гг. наглядно показывают усилия реставраторов по укомплектованию разграбленного в 1990-е годы самолета:

- вид по левому борту:













- вид по правому борту:










РЛЭ о бытовом оборудовании самолета:



Далее за буфетом по правому борту размещается лестница на нижнюю палубу, где находилась кухня и ряд пассажирских кресел № 16 для 3 человек (в компоновке на 200 пассажиров - № 19) по левому борту:







Купе


Всего 4 ряда, мест для сидения 24, спальных мест - 12.

В коридоре за лестницей располагаются 4 пассажирских купе, по два на борт:

Вид с носа в корму:







Восстановленный интерьер одного из купе:













В одном из невосстановленных купе:




Задняя пассажирская кабина


Всего 9 рядов, вместимость 54 человека.

Общие виды:

- взгляд в корму:










- взгляд в нос:







Вроде бы, привычная для современного пассажира компоновка (с поправкой на старый дизайн салона и оборудования), но у каждого саона Ту-114 была своя особенность. Особенность заднего салона - библиотека с полками для газет и журналов и двумя столиками для чтения:













Блоки кресел, подголовники и подушки на креслах:













Иллюминатор и занавески:




Пристяжные ремни, которые, как уже было заметно ранее, отличаются от современных:




Багажные полки и иллюминаторы с занавесками:







Кнопка вызова бортпроводника:




Задний вестибюль, гардеробы и туалеты:


Пространство, предоставленное пассажирам, поражает.
Слева и справа по бортам - гардероб для одежды пассажиров



По правому борту есть колонка с питьевой водой (на фото 2022 г. она комплектная, с краном):
















Аварийная дверь по правому борту:




Задняя пассажирская дверь по левому борту:




Двери в туалеты (М - слева по борту, Ж - справа по борту) и большое зеркало между ними:




Общие виды туалетов:




Отличия М и Ж:

- мужской туалет:













Сами туалетные кабинки маленькие, но их две:










- женский туалет:

Отличается он тем, что на двери есть большое зеркало, на стенах - малые зеркала, имееются два кресла и столик для косметических процедур, а на столике - зеркало с электрической подсветкой:

























Туалетных кабинок тоже две, они маленькие, тут все стандартно:







А теперь небольшой секрет: декоративный потолок каждой туалетной кабинки имеет, помимо электросвещения, и небольшое окошко для естественного освещения, а на крыше салона есть на правом и левом борту по иллюминатору, через которые и попадает солнечный свет в эти четыре небольшие помещения:







Указания из РЛЭ по безопасности и спасательному оборудованию. Интересно, как бы это выглядело в использующихся сейчас печатных бортовых инструкциях для пассажиров:













Вот такой он, флагман советского "Аэрофлота" 1950-х - 1960-х годов, когда авиация начала превращаться в массовый вид транспорта. Ту-114 создавался и как лайнер для дальних перелётов, и как своеобразная витрина социализма и Советского государства, что не могло не дать результат в виде интересного сочетания роскошного дизайна середины 1950-х годов и максимально возможного для такого самолёта уровня комфорта, о котором пассажирам современной эпохи массовой коммерческой авиации приходится только мечтать. Монинский борт сохраняет именно этот облик, не затронутый последовавшим в 1970-е годы уплотнением рядов, и в этом его дополнительная ценность и своеобразная прелесть.

Экскурсия завершена, пора на землю:




Очередь на Ту-114, вид из иллюминатора соседнего Ил-76:





авиаистория, Монино, экскурсия, Музей ВВС, Ту-114, фотоэкскурсия, авиация, история

Previous post Next post
Up