В детстве мы с папой практически каждый год ездили из Сыктывкара к его родителям в Тульскую область. Первый этап пути приходился на авиарейс до Москвы, а там у аэровокзалов еще в 1990-е годы стояли большие старые авиалйнеры Ту-104, Ту-114 и Ил-18, которые при первом знакомстве произвели на меня очень большое впечатление. Впоследствии, когда появлялась возможность, я старался их снова увидеть.
В Центральном музее ВВС России в Монино находится Ту-114, который можно не только увидеть, но и осмотреть изнутри. До недавнего времени, пока музей не начал проводить платные еженедельные экскурсии по бортам, это можно было сделать только три раза в год на Дни открытых дверей музея (9 мая, 12 июня и День ВВС), вход на них бесплатный. Возможность подняться на борт обеспечивают волонтеры музея - увлеченные авиаисторией добровольцы, которые за свои собственные и собранные от пожертвователей деньги восстанавливают салоны и кабины самолетов, борются с коррозией и сыростью на борту, летом моют самолеты, зимой чистят с них снег. Я был в Монино на Ту-114 на ДОДах в 2015, 2016 и 2022 гг., и должен сказать, что волонтеры сделали многое для восстановления самолёта. Почему я трижды ходил на экскурсии по Ту-114? Кроме того, что мне это интересно, только так можно заснять и рассмотреть все, что нужно, ведь каждая экскурсия идет не более 25 минут, а людей много - 15 человек, всего и не увидишь и не успеешь сделать за один раз. И, конечно же, свои собственные впечатления ценее фотографий других товарищей по интересу к авиаистории))
Минутка истории: Прадед (Ту-95) - Дед (Ту-114) - Правнук (Ту-95МС). Внука (Ту-142) в Монино нет:
Внешний вид Ту-114:
Последнее по времени издания РЛЭ Ту-114 , утвержденное в 1974 году:
В Монино находится самолет в первоначальном варианте компоновки на 170 мест, который не работал на регулярных линиях "Аэрофлота" и потому сохранил всё великолепие со столиками между кресел и четырьмя купе со спальными местами:
В 1970-е все аэрофлотовские Ту-114 были перекомпонованы на 200 пассажирских мест: купе и столы убрали, расстояние между рядами уплотнили (сравните схемы выше и ниже):
Самолет очень высокий. Передняя опора шасси:
Винты, мотогондолы и основные опоры шасси:
Поскольку Ту-114 со всех ракурсов рассмотреть невозможно, то вот фото винтов, мотогондол и шасси Ту-95 и Ту-95МС:
Правая и левая консоли крыла с мотогондолами:
РЛЭ об экипаже и пассажирах:
Теперь пора осмотреть самолет изнутри. Поднимаюсь на борт. Высокий трап ощутимо раскачивается:
Передний вестибюль и кабина экипажа:
Передний вестибюль у первой пассажирской двери. Видны места для стюардесс. Неудобное. Верхнее фото 2015 г., нижнее - 2022 г.:
Кабина экипажа, фото 2015 г.:
Передняя пассажирская кабина и гардероб
Всего - 7 рядов кресел, вместимость - 41 человек.
Общий вид первого салона при взгляде от кормы самолета. На первом фото с открытой дверью кабины пилотов (2015 г.) виден передний гардероб. На нижнем фото с закрытой дверью в кабину экипажа (2022 г.) можно лучше увидеть само помещение для пассажиров:
Проход между рядами широкий и позволяет разойтись двум потокам экскурсантов, не вжимаясь в кресла. Пассажирам того времени было комфортнее, чем современным. Единственно, "Суперджет" радует столь же удобными размерами.
На этих фото (верхнее - 2015 г., нижнее - 2022 г.) хорошо видны передняя стенка и входной проем в первый вестибюль:
Взгляд на салон в корму. На первом фото - я в роли пассажира на фото 2022 г.:
Взгляд сбоку на соседний ряд:
Пассажирские кресла по-ближе. На одном из них видны подушка и подголовник, такие были на всех:
Блок кресел на одном из рядов:
Места для ног много.
Пристяжные ремни:
Кресла раннего образца удивляют современного пассажира своей массивностью и отсутствием столиков для еды:
Кресла на авиалайнере Ту-114 удивляют еще и тем, что в спинке каждого из них были встроенные лампы индивидуального освещения:
С частично снятым чехлом - все кресла в самолете были "электрическими". По-доброму))
Багажные полки - вполне в стилистике 1950-х годов, сохраняют ощущение пространства и воздуха в кабине, но по современным меркам маловместительные и недостаточно прочные для груза, проносимого в кабину "безбагажно-тарифными" пассажирами:
Люлька для ребенка у первого ряда по левому борту. На первом фото 2015 г. можно видеть лампу освещения над люлькой, на последующих фото 2022 г. она укрыта абажуром:
Решетка выходного отверстия вентиляции над 4 рядом по правому борту и табличка с указанием номера ряда и литерами кресел, так же виден линкруст - материал для отделки стен, широко применявшийся тогда в дизайне пассажирских салонов техники:
Шторки и иллюминатор:
Передний гардероб. Фото как получилось снять на ходу:
Средняя пассажирская кабина и буфет:
Всего 8 рядов кресел, вместимость 48 человек.
Общий вид второго салона:
- взгляд от кормы в нос:
- взгляд от носа в корму, за спиной волонтера можно видеть коридор с буфетом и купе:
Плафоны освещения и багажные полки:
Столы были двух типов - с откидными боковинами и цельные:
Иллюминаторы, кресла, отделка стен и столов по-ближе:
Кнопка вызова бортпроводника. Поскольку салон использовался для приема пищи, то картинка отражает назначение салона:
Информационные таблички для пассажиров:
- на передней стенке:
"Не курить! Надеть пристяжные ремни!" Надписи при включении с пульта должны светиться:
- на задней стенке:
"Надеть кислородные маски!":
Я в роли пассажира, фото 2015 г.:
Красивый и светлый салон, но летать в нем не любили, на дальних рейсах же использовали только как столовую для временного приема пищи. Причина кроется в фото из иллюминатора второго салона ниже: близко расположенные двигатели и их винты создавали большой шум и изнуряющую вибрацию, посуда на столах не стояла на месте.
Буфет. Фото 2015 и 2022 гг. наглядно показывают усилия реставраторов по укомплектованию разграбленного в 1990-е годы самолета:
- вид по левому борту:
- вид по правому борту:
РЛЭ о бытовом оборудовании самолета:
Далее за буфетом по правому борту размещается лестница на нижнюю палубу, где находилась кухня и ряд пассажирских кресел № 16 для 3 человек (в компоновке на 200 пассажиров - № 19) по левому борту:
Купе
Всего 4 ряда, мест для сидения 24, спальных мест - 12.
В коридоре за лестницей располагаются 4 пассажирских купе, по два на борт:
Вид с носа в корму:
Восстановленный интерьер одного из купе:
В одном из невосстановленных купе:
Задняя пассажирская кабина
Всего 9 рядов, вместимость 54 человека.
Общие виды:
- взгляд в корму:
- взгляд в нос:
Вроде бы, привычная для современного пассажира компоновка (с поправкой на старый дизайн салона и оборудования), но у каждого саона Ту-114 была своя особенность. Особенность заднего салона - библиотека с полками для газет и журналов и двумя столиками для чтения:
Блоки кресел, подголовники и подушки на креслах:
Иллюминатор и занавески:
Пристяжные ремни, которые, как уже было заметно ранее, отличаются от современных:
Багажные полки и иллюминаторы с занавесками:
Кнопка вызова бортпроводника:
Задний вестибюль, гардеробы и туалеты:
Пространство, предоставленное пассажирам, поражает.
Слева и справа по бортам - гардероб для одежды пассажиров
По правому борту есть колонка с питьевой водой (на фото 2022 г. она комплектная, с краном):
Аварийная дверь по правому борту:
Задняя пассажирская дверь по левому борту:
Двери в туалеты (М - слева по борту, Ж - справа по борту) и большое зеркало между ними:
Общие виды туалетов:
Отличия М и Ж:
- мужской туалет:
Сами туалетные кабинки маленькие, но их две:
- женский туалет:
Отличается он тем, что на двери есть большое зеркало, на стенах - малые зеркала, имееются два кресла и столик для косметических процедур, а на столике - зеркало с электрической подсветкой:
Туалетных кабинок тоже две, они маленькие, тут все стандартно:
А теперь небольшой секрет: декоративный потолок каждой туалетной кабинки имеет, помимо электросвещения, и небольшое окошко для естественного освещения, а на крыше салона есть на правом и левом борту по иллюминатору, через которые и попадает солнечный свет в эти четыре небольшие помещения:
Указания из РЛЭ по безопасности и спасательному оборудованию. Интересно, как бы это выглядело в использующихся сейчас печатных бортовых инструкциях для пассажиров:
Вот такой он, флагман советского "Аэрофлота" 1950-х - 1960-х годов, когда авиация начала превращаться в массовый вид транспорта. Ту-114 создавался и как лайнер для дальних перелётов, и как своеобразная витрина социализма и Советского государства, что не могло не дать результат в виде интересного сочетания роскошного дизайна середины 1950-х годов и максимально возможного для такого самолёта уровня комфорта, о котором пассажирам современной эпохи массовой коммерческой авиации приходится только мечтать. Монинский борт сохраняет именно этот облик, не затронутый последовавшим в 1970-е годы уплотнением рядов, и в этом его дополнительная ценность и своеобразная прелесть.
Экскурсия завершена, пора на землю:
Очередь на Ту-114, вид из иллюминатора соседнего Ил-76: