О конструкции всемирной истории

Jul 20, 2008 12:53

История должна быть понята как тотальная структура, внутри которой становятся возможными всякая деятельность и опыт (второй такой структурой является язык).  Всякой "философии истории" должно предшествовать рассмотрение формы исторического процесса и его возможного содержания, т.е. структурные моменты. Отдельно следует выделить до-историю и пост-историю как ретроспективную и проективную модели истории, в которых не присутствует человек, но тем не менее они являются исключительно конструкцией сознания ("Большой взрыв", теория суперструн и проч.).

1. К форме построения истории.

История-0 - история "материальной культуры", первичных носителей исторического - то, чем вершится история: деньги, одежда, пища, техника, наконец образ жизни в целом, т.е. ее "строительный материал", поле исторического процесса. В очень грубом приближении это можно назвать расхожим термином "история повседневности".

История-1 - история фактов и событий, объект историографии.

История-2 - долгосрочные тенденции, тренды исторического процесса, от "Кондратьевских циклов" до "большого времени" у Бахтина или "времени мира" у Броделя. Здесь пересекаются интересы множества дисциплин - политэкономии, социологии, лингвистики и т.д., т.е. история-2 является междисциплинарным проектом.

История-3 - феноменологическое исследование историчности как свойства сознания и деятельности.

2. К содержанию истории.

Исходя из временности и причинности как центральных категорий в понимании исторического процесса, всего может быть выделено 8 типов "философии истории". С точки зрения причинности это волюнтаризм, фатализм, теизм и детерминизм. С точки зрения целей - телеологические и нетелеологические доктрины.

1. Телеологический волюнтаризм - характерен для классического либерализма (Карлейль, Токвиль) с его воспеванием роли личности (причина) и идеи прогресса (цель).
2. Телеологический фатализм - скандинавская мифология, где судьба мира предрешена уже при его сотворении.
3. Телеологический теизм - важнейший признак монотеистических религий (христианство, ислам), наиболее последовательно разработан Гегелем.
4. Телеологический детерминизм - классический марксизм 
5. Нетелеологический волюнтаризм - доктрина Ницше о "сверхчеловеке" и "вечном возвращении"
6. Нетелеологический фатализм - Шпенглер.
7. Нетелеологический теизм - Пифагор, Эпикур
8. Нетелеологический детерминизм - Л. Гумилев

Писано в Одессе, июля 9 2008-го

Previous post Next post
Up