Mar 14, 2008 21:16
По природе своей романтизм разрушителен (в советских учебниках такой романтизм назвался революционным). Культу безличной нормы в классицизме он противопоставляет автора-художника-творца, который сам себе норма: что хочу - то и ворочу. Можно сказать, что романтизм соответствует неким глубинным свойствамм русской натуры, но поскольку мы тут не ловим рыбу в мутной воде "русской идеи", я бы сформулировал это так: на рубеже 19-20 века романтизм с его пафосом разрушения старого мира оказался наиболее актуальным для России, которая срочно должна была приступить к процессу модернизации. Как известно, в европейской культурологии романтизм встраивается в более широкое понятие Modernity, которое в Европе отсчитывается в скрытом виде с 15 века, а в явном - от Французской революции. И вот Россия тоже к порогу Modernity подошла - тут-то и случился с нами романтизм, который чаще всего у нас называют "Серебряным веком". Как вы уже поняли, из всех деятелей этого периода меня по большей части интересует Ленин - о нем и речь.
История - это довольно ироничная штука. В случае с Лениным ирония состоит в том, что не прошло и полгода после написания его знаменитого труда "Государство и революция", где провозглашается упразднение первого второй, как Ленину самому пришлось строить государство, причем в том самом его виде, который описан в книге, то есть в виде "орудия эксплуатации угнетенного класса", только теперь уже буржуазии. Хотя первые шаги большевиков представляли собой чистейший романтизм в духе наполеоновского принципа "главное ввязаться в бой - а там видно будет". Одна формула мира с Германией, предложенная Троцким, чего стоит (войну прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем). Логика действий большевиков, при которой во главу ставилась ожидаемая со дня на день мировая революция, разумеется, находится за гранью здравого смысла. Но где сказано, что историю вершит здравый смысл? Кажется, Андре Бретон сформулировал такую максиму: "Будьте реалистами - требуйте невозможного", так что если бы курс не был изначально взят на мировую революцию, то, возможно, не удержалась бы и революция в отдельно взятой стране.
Но на "души прекрасных порывах" в деле гос- и партстроительства, понятное дело, долго не уедешь, да и не всякому романтику дается роскошь умереть в 18 лет - некоторые и до седин доживают. Поэтому замена романтической парадигмы на классическую была вопросом времени, причем довольно непродолжительного - классицизм, как известно, вообще является идеологией становления сильного государства. Государство "Российская империя" не было сильным: с точки зрения качества управления, компетентности элит, системы социальных лифтов империя Романовых утратила конкурентоспособность еще в середине 19 века, и даже "Великие реформы" оказались только временной мерой - в конечном итоге империю погубило то, что правящий класс во главе с царем относился к стране как к источнику ренты (то, что Р. Пайпс называет "вотчинным государством"). Я не буду здесь подробно на этом останавливаться - это отдельная и очень большая тема - вернусь к основной. Демонтаж романтизма был произведен фактически одним росчерком пера - решением ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1932 года о роспуске всех художественных группировок, после чего соцреализм был объявлен единственно верным и допустимым "творческим методом" (подробно об этом писал Борис Гройс в своей замечательной книге "Стиль Сталин"). Это означало, что этап "до основанья" завершен и перешел в стадию "а затем" - примерно в это же время Сталин сообщает, что жить стало лучше и веселее. С этого момента наш поезд пошел по другим рельсам, о чем я постараюсь написать дальше.