Церковная экономика

Dec 02, 2020 20:45

В настоящее время российские власти решили сделать своей идейной опорой православие.
В РПЦ были вложены очень большие государственные ресурсы, см. те самые строящиеся 3 храма в сутки, попы везде от вузов до армии,
Размах официального продвижения духовных скрЭп в массы невероятный
На это дело власть выделяет большие деньги.
Но до низовых священиков, которые реально работают с прихожанами - эти деньги не доходят.
Большие деньги оседают на верху у церковного начальства. которое с прихожанами не соприкасаются.
Соответственно. у рядовых священиков нет мотивации как то особо любить действующую власть.
И так же у них нет причины для рвениия в агитации прихожан за режим.
Так красиво задуманный план властей - по завоеванию любви населения через церковь - разбился о быт.
*
"поэтому деятельности на местах почти нет. Каждый священник приписан к школе, с которой должен вести диалог и работу, но на практике все сводится к отчетам о линейках".
*
"приходы должны в обязательном порядке выкупать печатную продукцию. Это журналы, брошюры, листовки и книги. Дальнейшая их реализация никого не волнует.
В принудительном порядке каждому выдается план - и настоятель должен не только выкупить, но и за свой счет вывезти печатную продукцию.
Поскольку, бо́льшая часть этой продукции такого содержания, что никого не интересует, то приходилось ее ежемесячно сжигать".
*
Как финансовый оборот выглядит ныне в уже известной нам Нижегородской епархии, возглавляемой митрополитом Георгием (Даниловым), нам рассказывает анонимный источник с «земли».
***
Итак, весь доход в храме с кружек и церковной лавки - это оборот, 100%.
*
30% оборота - налог в епархию.
*

Еще 30% - зарплатный фонд работникам прихода. Духовенство получает зарплату в храме по фиксированной ставке - для клириков не меньше 30 т. р. Настоятель может получать полный оклад только в одном храме, а в других - долю и только с разрешения архиерея.
*
Приход оплачивает жилье духовенству и регенту во время практики (год певческой практики в училище). (Пояснение священника Дмитрия Терехина: несколько лет назад регенту жилье не оплачивалось, дьяконам на жилье давалось не более 10 т.р., священникам - не более 15.)
*
Оформление духовенства на приходе по трудовой с отчислениями в фонды.
*
Зарплаты свечниц и уборщиц - не выше 10 т.р.
*
Зарплаты певчих разные, обычно маленький оклад, добирают на выходах (выход - 350-600 р.).
*
За визит архиерею ничего не платится, конвертиков нет.
Взносы ему на именины и другие праздники - 2-5 т.р.
*
Протодьякону за визит - 3 т.р., иподьяконам - 1.5-2 т.р., хору - по 1.5 каждому певчему.
*
40% от оборота остается в храме.
Из этих денег покупается товар - только на епархиальном складе с его наценкой.
Из этих же сумм оплачиваются: печатная продукция просветительского центра, взносы на гимназии, семинарию, епархиальные отделы, коммунальные услуги.
*
Существуют епархиальные нормы внешнего вида облачений. В каждом храме должен быть набор облачений и на престол-жертвенник, и на духовенство всех цветов.
*
Пошив облачений - по графику в епархиальном ателье, в обязательном порядке.
*
У митрополита каждую службу - новое облачение.
*
На приходах есть штатные катехизаторы, минимум две беседы перед крещением.
*
Требы за плату, но можно оформить социальное крещение или венчание.
*
Есть касса поповской взаимопомощи, туда перечисляют из личных денег рублей 500.
*
На ремонт и текущие нужды остается очень мало.
*
Сметы ремонта и прочего оформляются через епархиальный сметный отдел.
*
Росписи и реставрация делаются принудительно по благословению архиерея в аффилированных фирмах.
*
Приходам, влезшим в долги перед епархией, сокращают штаты и обязывают другие приходы платить долги за них (так благочинные свои приходы спасают).
*
Привоз святынь внутри епархии - без отката архиерею, из других епархий - с откатами.
*
За выплатой жалования клирикам и ремонтными работами митрополит следит лично - тут все боятся. Это приводит к тому, что нет поповской клановости, нет поповского беспредела, хотя приходы грабятся епархией.
*
Митрополит строит гимназии, и в Москву деньги отправляет.
*
При рождении ребенка митрополит может помочь, дать тысяч 30. Если написать прошение на матпомощь, то его рассмотрят, но какую сумму дадут - зависит от отношения архиерея. Если священник пьет - дадут меньше.
*
Бесправность духовенства покупается относительной сытостью, а также переводами с места на место.
Все к этому привыкли, поэтому деятельности на местах почти нет.
Каждый священник приписан к школе, с которой должен вести диалог и работу, но на практике все сводится к отчетам о линейках.
Лишь единицы занимаются открытием семейных центров.
Тех, кто сами строят, ищут спонсоров, не спрашивают денег в епархии - ставят на епархиальном собрании в пример, называют подвижниками тех, кто держит приход в плюсе.
*
В общем, попы голодными не сидят, возмущений нет, потому что в основном священники - это рядовые жрецы.
Возмущаются только попы с образованием, мечтатели об идеальной церкви с автономными общинами.
***
Священник Дмитрий Терехин дополняет предыдущего автора рассказом о том, как обстояла финансовая жизнь в той же епархии 3-6 лет назад:
*
Каждому приходу, даже самым бедным сельским, выставляется задание по денежным отчислениям на весь год. Выдается задание в начале года - в январе, на основе финансового отчета за прошедший год.
*
Епархиальным складом, с которого каждый приход обязан брать товар, заведует брат митрополита, Данилов Иван Тимофеевич.
Покупать что-либо где-либо за пределами склада - запрещено.
И если о таких закупках станет известно начальству епархии - на приход будет выписан штраф, а священник подвергнется наказанию.
(Существует система штрафов за многие «нарушения».)
*
Облачения, пошитые в епархиальном ателье, стоят в два раза дороже, чем в розничной продаже в Москве.
Так, например, подрясник в Москве стоит 4800 рублей, а в ателье епархии - 10 000 рублей.
Наличие у священника личных одежд, подаренных и проч. - не учитывается.
На каждого есть разнарядка (раз в год - подрясник, подризник, раз в два года - ряса, и так далее).
*
Кроме священнических одежд, руководство требует обязательного пошива в ателье разных вещей для храма: завесы на царские врата, облачения на престол и жертвенник.
Наличие собственных швей и множества комплектов разных тканей никого не волнуют.
Некоторые наименования (например, плащаница, используемая один раз в год) стоят до 120 тысяч рублей.
Деньги эти тоже тянутся с прихода,
а если у прихода нет денег - объявляется сбор по бабушкам-прихожанкам,
часто с угрозами снять священника, если не соберут деньги, и другим шантажом.
*
Сборы на подарки митрополиту - из личного кармана священника, от 1 до 10 т.р.
*
Еще вид поборов - это когда приходы обязывают оплачивать работу сотрудников епархии или оплачивать квитанции за разные бумаги.
Например, епархия оформляет на себя приходской храм в свою собственность (именно юрлицо - епархия, а не приход, у которого свое юрлицо), а оплачивают все приход и прихожане.
Эти суммы разные: от десятков до сотен тысяч, в зависимости от того, что оформляют: землю или здания.
*
Следующий вид поборов - на рекламные щиты вдоль дорог, где рекламируют паломничество в Дивеево и другие богатейшие монастыри и туристические места.
*
Также приходы должны в обязательном порядке выкупать печатную продукцию издательского центра при митрополии с названием «Глагол».
Это журналы, брошюры, листовки и книги.
Дальнейшая их реализация никого не волнует.
В принудительном порядке каждому выдается план - и настоятель должен не только выкупить, но и за свой счет вывезти печатную продукцию из Нижнего Новгорода.
Поскольку, бо́льшая часть этой продукции такого содержания, что никого не интересует, то нам, да и многим другим, приходилось ее ежемесячно сжигать.
*
Еще один вид поборов - обязательный выкуп билетов на мероприятия.
Например, когда исполняли произведения митр. Илариона (Алфеева) в Нижегородском Оперном театре.
Ряд приходов выкупает билеты, но на концерты никто не едет, так как нужно еще организовать доставку.
*
Еще один вид поборов - закрепление за каждым приходом обязанности ежегодно устанавливать большие поклонные кресты в разных населенных пунктах, вплоть до деревень, в которых уже никто постоянно не живет.
На кресты есть нормы: не менее 6 метров в высоту.
Стоит один такой крест от 80 тысяч рублей.
Плюс установка, а перед этим - оформление земли.
*
На мой приход вешали по пять таких крестов в год, но я не мог поставить ни одного, потому что на это не было ни копейки.
*
В принудительном порядке со священников требуют сдавать ежемесячно деньги в кассу взаимопомощи епархии.
По 500 рублей в месяц.
Сдают не все, тех, кто отказывается, прессуют.
*
Приезд на приход архиерея и любой проверяющей комиссии - это дополнительные большие расходы.
Это почти всегда роскошная трапеза со столами для владыки и его окружения, куда изысканные блюда и напитки часто закупаются и готовятся по заранее оговоренным требованиям службы протокола митрополита.
*
Кроме трапезы - подарок.
Как правило, это дорогая писаная икона стоимостью от десятков до сотен тысяч рублей.
Обязательно несколько шикарных букетов цветов, стоимостью от 5 000 рублей.
Конвертик для каждого из свиты архиерея.
*
Если говорить конкретно о храме, где настоятелем был я, то это сельский бедный приход.
Мне удалось поднять в нем оборот до 80 тысяч рублей в месяц (в среднем по году).
Из этих денег на ежемесячный налог уходило около 25 тысяч, на прочие поборы еще примерно 25 тысяч.
Оставшиеся 30 тысяч распределялись на зарплату мне, сотрудникам и на оплату коммунальных услуг.
Без целевой помощи спонсоров у храма давно бы уже отключили и свет, и газ.
Ремонт и прочее - чисто на энтузиазме людей и настоятеля.
*
Каждый богатый храм епархии для архиерея как личный киоск или торговая точка.
Был свидетелем того, как звонят доверенные лица настоятелям крупных приходов и говорят, до какого времени какую сумму предоставить.
Невыполнение такого требования карается переводом с понижением.
*
До священства мне некоторое время довелось поработать в торговом бизнесе, а именно помощником руководителя немаленькой торговой сети бутиков при гипермаркетах.
Могу сказать, что бизнес светский и бизнес епархиальный мало чем отличаются.
И митрополит на собраниях духовенства откровенно говорит в категориях такого бизнеса: ротация кадров, проходимость в воскресный день и прочее…
*
Вместо послесловия
*
Из последнего интервью с митрополитом Нижегородским Георгием:
*
«…Всем молодым людям хочу пожелать впитать слова псалмопевца Давида, который говорит: Господи, … сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50:12). Чистота сердечная - одна из высших добродетелей человека.
Мы говорили с вами, как важно услышать голос Божий, но в Священном Писании читаем, что только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8).
Бога можно увидеть только чистым сердцем.
Поэтому желаю молодым людям хранить чистоту сердечную, не разрушать ее, и тогда Господь будет с вами, а вы сможете выбрать правильный путь жизни.
…Главная цель нашего диалога с молодежью состоит в том, чтобы помочь молодому человеку понять, хочет ли он свободы от Бога или свободы в Боге, быть рабом Господа или рабом греха и своих страстей, услышать слова апостола Павла:
К свободе призваны вы, братья».

Взято здесь

2020, религия, экономика

Previous post Next post
Up