![](http://www.archi.ru/files/img/news/large650/72045.jpg)
![](http://www.archi.ru/files/img/news/large650/72213.jpg)
В газете «Коммерсант» от 12 августа 2010 года была опубликована статья Григория Ревзина
«Инноград отдали иностранцам». И все бы ничего, просто еще одна статья с выпадами в сторону организаторов очередного архитектурного и даже не архитектурного, а градостроительного конкурса. Хотя Сколково - уникальный для России проект, и называть его «очередным» будет не совсем правильно. Поводом для статьи послужило окончание приема заявок на участие в разработке градостроительной концепции будущего Иннограда, объявленное Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий. Желание уважаемого автора высказаться на эту тему понятно, вот только тексту явно не хватает объективности.
Так вот об объективности. Для неискушенного читателя аргументы г-на Ревзина, призванные продемонстрировать миру предвзятое отношение заказчика к отечественным архитекторам и бессилие Союза архитекторов и Российской академии архитектуры и строительных наук «переломить ситуацию», покажутся вполне убедительными. Только выводы уважаемого автора уважаемого издания вовсе не опираются на факты и проверенные сведения. А он оказался неточен с самого начала, обозначив датой окончания приема заявок на квалификационный отбор будущих участников конкурса 12 августа, тогда как случилось это на другой день - 13-го. С одной стороны пустяк, однако, именно этот пустяк вызвал желание читать весь следующий текст более внимательно.
Из статьи можно понять, что прошедшим квалификационный отбор компаниям за 3 месяца и 195 тыс. евро будет предложено разработать полноценный проект. На самом же деле, пока речь идет только о создании Градостроительной концепции (читай: идеи) «Сколково», что ясно прописано в находящемся в открытом доступе на сайте Фонда положении о квалификационном отборе. Со стороны автора, заметим между прочим - авторитетного архитектурного критика, отлично знакомого с проектной практикой в России и за рубежом, также неправильно упрекать заказчика в том, что тот не до конца понимает, что хочет получить в итоге. Такие конкурсы очень часто проводятся как раз для того, чтобы это выяснить. В то же время заказчик дает четко понять, что в основу идеи Иннограда должны быть положены 4 главных принципа: экологичность, энергоэффетивность, эргономичность и экономичность. И этого вполне достаточно, чтобы проектировщик начал разрабатывать свою концепцию.
Вывод автора статьи о том, что российские архитекторы попросту не допущены к конкурсу, также не основан ни на чем, кроме собственных предположений. Сделан он на основании одного из условий для участников, гласящего, что проектировщиком может стать компания «..из числа ведущих мировых компаний по мастер-планированию». Комментируя статью, председатель Совета Союза архитекторов России по территориальному планированию и градостроительству Александр Высоковский сказал, что по крайней мере три специалиста подобного уровня в России есть - это Олег Баевский (НИиПИ Генплана Москвы), разработчик актуализированного генплана столицы, Александр Скокан (бюро «Остоженка»), автор реконструкции нескольких кварталов в исторической части Москвы, и он сам, автор правил землепользования и застройки большинства из российских городов-миллионников, концепций развития еще нескольких городов и реформы градостроительства Республики Кыргызстан.
Также некорректно выглядит и сравнение с конкурсами на реконструкцию Мариинского театра и Пушкинского музея. Во-первых, в Сколково сейчас будет проводиться конкурс планировки территории, а не отдельного объекта («объема»), как в приведенных автором примерах. Во-вторых, здесь опять уместно обратить внимание на то, что будущий конкурс - всего лишь конкурс идей, настоящее проектирование начнется следом, когда по его итогам будет выбран проектировщик. И вот тогда, для решения конкретных задач, победитель может, и будет, привлекать архитекторов, в том числе и российских. И сделает это непременно, потому что инвестиционный проект такого масштаба в заявленные сроки (появление первых построек планируется уже в 2013 году) не под силу ни одному проектировщику в мире.
Союз архитекторов России в курсе всего происходящего и ведет с представителями Фонда «Сколково» прямой диалог. Уважаемому автору не мешало бы наладить такой диалог и с Фондом, и с Союзом архитекторов, для того, того чтобы в другой раз не ставить себя в неудобное положение, делая выводы, основанные на непроверенных данных.
В чем действительно хочется согласиться с автором безоговорочно - это в том, что всей этой истории недостает публичности, и у организаторов не возникло желание привлечь к конкурсной деятельности российское профессиональное сообщество. Эксперты Союза архитекторов России провели достаточно самых разных конкурсов и могли ли бы оказать в этом Фонду «Сколково» грамотную помощь.
Пресс-служба Союза архитекторов России.
материал сайта archi.ru