Многие годы, желая дать характеристику вере и мироощущению огромного количества людей, идентифицирующих себя как православные христиане (среди которых были и священнослужители, как действующие, так и лишенные сана) я использовал термин "невоцерковленность", в смысле оторванности от Церкви и православной традиции, непричастности к Духу, действующему в Церкви, полным неведением Его. И неоднократно убеждался, что этот термин ужасающе не точен, дескредитирован медийным замусоливанием. Большинство людей, так или иначе связанных с Церковью, воспринимали и воспринимают его как вовлечение в церковную православную субкультуру. Субкультура - явление необязательное, исторически и национально обусловленное и поэтому может быть без зазрения совести отринута так называемыми "зрелыми" христианами, которые ощущают себя " прописанными" в духовном пространстве более универсального, более абстрактного евангелизма. Естественно, социальная страта людей такого склада, как правило, - образованные, интеллигентные жители мегаполиса, не чуждые богоискательства, имеющие неудачный опыт церковной жизни. Но не обязательно. Есть множество простых людей провинциального происхождения и образования, воспринимающих, в силу своей простоты, мировоззрение этого класса христиан, как откровение нового времени, как действительное христианство, очищенное от фарисейства и порочности церковников. Вторые находятся под всецелым влиянием первых, они, собственно, и составляют массовую аудиторию медийно раскрученных ЛОМов ( лидеров общественного мнения - на самом деле, высококлассных манипулятором им, так что, скорее МОМов), широко транслирующие свое мировоззрение, которое только по наименованию христианское. До недавнего времени, ничего лучше "невоцерковленного сознания", в качестве определения, я подобрать не мог. И вот, читая замечательную книгу, с оригинальным :))) названием "Богословские труды" арх. Василия Кривошеина наткнулся на гораздо более точный термин - "христианский атеизм". Вот отрывок из доклада арх. Василия Кривошеина, сделанного в 1966 г. (!)"Богословский диалог между Православной Церковью и англиканским вероисповеданием и его проблемы".
Это очень распространенное среди англикан направление, одним из наиболее ярких представителей которого является англиканский епископ города Вульича доктор Дж.А.Т. Робинсон, автор нашумевшей книги «Быть честным с Богом». Мировоззрение епископа Вульичского может быть охарактеризовано как «христианский атеизм». В самом деле, он отрицает бытие личного Бога, Творца мира и Промыслителя, отличного от мира, равно как и существование духовного мира вообще и будущей жизни в частности. Бог для него только «сердцевина бытия», его глубина, не отличная от мира, хотя и личная в каком-то смысле. Молитва для него не есть обращение к живому Богу, но «открытость к глубине бытия», так что он даже ставит вопрос о прекращении обычных богослужений, дабы отучить верующих от «устарелых» представлений о Боге. Наряду с этим фактическим отрицанием Бога у епископа Робинсона чувствуется любовное и даже благоговейное отношение к Личности Иисуса Христа, вследствие чего его мировоззрение может быть названо «христианским атеизмом». Иисус, однако, для него простой человек, Его рождение от Девы он отрицает. Но этот человек Иисус есть высшее и единственное в истории проявление Божественного начала мироздания, его «сердцевины», в этом смысле он единосущен Отцу, хотя для Отца в подлинном смысле этого слова в мировоззрении Робинсона нет места. Епископ Вульичский проявляет себя здесь типичным англиканином. Свои совсем не ортодоксальные мысли облекает в формы церковных догматов, старается им открыто не противоречить. Так, Иисус для него единственный Освободитель, не от смерти однако, ибо будущей жизни нет, а от страха смерти и вообще от тревоги, мучающей человека. Воскресение Христово для Робинсона - это не Его телесное восстание из гроба, а какое-то душевное переживание апостолов, случившееся с ними в третий день по распятии и внутренне переродившее их.
Поинтересовался, переведена ли его книга на русский язык - да, конечно, переведена, причем, издательством "Высшая школа"! Каких-то действительно полезных переводов не дождешься, а вот этого "добра" - сколько угодно.
Джон Робинсон: Быть честным перед Богом. Отдельные черты "христианского атеизма" могут существенно отличаться у разных представителей этого учения - ведь оно аморфно и дает простор для мечтаний и страстных мнений каждому "думающему" человеку. Но есть некоторые обязательные, характерные черты и прежде всего отделение от Церкви. Вот, например, программные заявления на этот счет (Альтиз, Томас Дж. Дж. Евангелие христианского атеизма. Филадельфия: Вестминстер Пресс, 1966.)
Радикальный христианин верит, что церковная традиция перестала быть христианской.
Альтайзер считал, что ортодоксальное христианство больше не имеет никакого значения для людей, потому что оно не обсуждает христианство в контексте современной теологии. Христианские атеисты хотят быть полностью отделенными от большинства ортодоксальных христианских верований и библейских традиций.(Альтайзеру, Томасу Дж. Дж. и Уильяму Гамильтону. Радикальная теология и смерть Бога. Нью-Йорк: The Bobbs-Merrill Company, Inc., 1966.) Альтиз утверждает, что вера не будет полностью чистой, если она не открыта современной культуре. Эта вера "никогда не может отождествлять себя с церковной традицией или с определенной доктринальной или ритуальной формой". Далее он говорит, что вера не может "иметь какой-либо окончательной уверенности в том, что значит быть христианином". Альтиз сказал: "Мы не должны, по его словам, стремиться к священному, говоря "нет" радикальной профанации нашего века, но говоря ей "да"". Они рассматривают религии, которые удаляются от мира, как удаляющиеся от истины. Это одна из причин, по которой они считают существование Бога контрпрогрессивным. Альтайзер писал о Боге как о враге человека, потому что человечество никогда не могло полностью раскрыть свой потенциал, пока существовал Бог. Далее он заявил, что "цепляться за христианского Бога в наше время - значит избегать человеческой ситуации нашего века и отказываться от неизбежных страданий, которые являются его уделом".
Остается лишь добавить, что христианский атеизм большинства православных в России (да здравствует наш провинциализм) вообще не осознается и люди искренне считают себя православными христианами, если не по жизни, то вере и убеждениям. Таковыми, по моему наблюдению и, судя по их публикациям, являются многие "православные психологи". Но осознание, в конце концов, придет. Тогда, я думаю, многое станет на свои места и станет ясным и определенным.
P.S. И вдогонку, так сказать. Из аннотации к книге Робинсона: "Книга широко известного современного английского теолога вводит читателя в круг основных проблем западного богословия XX в., знакомит с идеями его классиков - Тиллиха, Бонхёффера, Бультмана." Точно. Именно их. Да не имеет иллюзий православный христианин!