Feb 18, 2022 00:41
Из Примечаний.
247
"...во Христе, Логосе воплощенном, свершилось исполнение всех замыслов ( логосов) Божиих о всем творении ( как умном - ангелах, так и чувственном, как логосов природы, так и логосов добродетелей), которые были в Боге-Логосе изначально, а теперь , с Его вочеловечением, получили свое исполнение. При этом прп. Максим подчеркивает, что именно во Христе произошло соединение знания (гнозиса) и делания, точнее, именно в делании - земной жизни Спасителя - было "измерено" все знание относительно творения и человека, то есть здесь оно получило конкретное воплощение. Измеривший все таким образом Христос оказывается у прп. Максима подлинно "мерой всех вещей", то есть Он явил все таким, каким оно должно быть ( в этом ведь и есть смысл логосов, задающих "должное" для всего), став для всего творения своего рода эталоном, или мерой."
249
"...Согласно прп. Максиму, Христос, когда хотел этого, как Бог давал человеческой природе, сущностно Им усвоенной, действовать по-своему - в соответствии с теми способами проявления, какие свойственны ей после падения, в частности, испытывать голод, жажду, боль, нежелание насильственной смерти. Это учение занимает весьма важное место в богословии прп. Максима...
...так во время диспута с Пирром прп. Максим скажет: "Природные свойства в Господе не предшествуют желанию, как в нас, но...действительно испытывая голод и жажду, Он испытывал их не тем же образом, что и мы, а превосходящим нас ( ибо добровольно)"...В том же диспуте прп. Максим приводит иллюстрирующие это слова свт. Григория Нисского об искушении Христа в пустыне: "Пробыв сорок дней недоступным [страданию], позже взалкал: ведь Он, когда захотел, дал [человеческой] природе действовать по-своему"... Итак, согласно прп. Максиму, страдания, ставшие способом (тропосом) существования человеческой природы после грехопадения, у Христа имели место не как у нас ( в силу природной необходимости), но добровольно, то есть как обусловленные его Божественным соизволением. После прп. Максима эту мысль повторяет прп. Иоанн Дамаскин: "Разумеется, наши природные страсти были во Христе и сообразно с природой, и сверхъестественно. Сообразно с природой они возбуждались в Нем тогда, когда Он позволял плоти претерпевать то, что ей свойственно, а сверхъестественно потому, что в Господе то, что было природно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не усматривается ничего вынужденного, но все - добровольное. Ибо Он волею алкал, волею жаждал, волею боялся, волею умер".
Сегодня прям-таки осенило - удивительно, как эти два примечания к вопросу-ответу: "Что означает речение Исайи: Кто измерил воды рукою своею и пядью небеса, и всю землю горстию. (Ис.40,12)....Итак, эти логосы Господь, вочеловечившись, измерил, возглавив все в Себе (Еф.1,10). Слова же всю землю [измерил] горстию (Ис.40,12) означают, что собственную Свою плоть ([ведь] она была земной) Господь сжал со всех сторон так, что не действовали даже естественные, то есть неукоризненные страсти, [если] Он не отпускал", ответили мне на давний ВОПРОС, который много лет не находил окончательно удовлетворяющего меня ответа. ВОПРОС: "Что значит уподобиться Христу практически, если мы не обладаем Его уникальной двойственной Божественно-человеческой природой"?
ОТВЕТ, конечно, не вполне рационально постигаемый, скорее интуитивно понятный, следующий (такая логическая цепочка): Христос "мера всего", эталон для человека. Христос добровольно соизволяет принять тропос (способ существования) человеческой природы после грехопадения, который есть страдание. Соизволяет, потому что желает "исполнить волю пославшего Его Отца". Таков его образ поведения, который должен нам стать образцом для подражания. Но человеческие страдания - природная (природы, искаженной грехопадением) необходимость, человек, соизволяет он или нет, не может их избегнуть. Поэтому первый вид подражания Христу - это добровольное принятие этой необходимости, открытость страданию, доброжелательность по отношению к источнику этих страданий ( отсюда и евангельские заповеди "не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду"), а также и благодарность за болезни, скорби и несчастья. Второй вид подражания Христу более совершенный, более Богоподобный - это добровольное принятия страданий, которые не являются необходимыми для человеческой природы, которые можно было бы избежать, если уклониться от долга исполнения заповедей Божиих (мученичество, исповедничество, монашество, праведность, благочестие). То есть, Крест Христов. В этом случае христоподражание полное: исполняя волю Бога-Отца, как Сын, человек добровольно принимает страдания, тем самым усыновляясь Небесному Отцу, потому что он избирает образ поведения Сына Божия. А реальное усыновление совершает Дух Святый, Дух Отца и Сына. Поэтому у такого человека обнаруживаются дары Духа. Отсюда - чудеса свв. мучеников, преподобных и праведников.
вырезки,
прп. Максим Исповедник,
как бы богословие