Идеальная проповедь

Jul 12, 2020 00:54

Каково значение проповеди в современной церковной жизни? Какой должна быть идеальная проповедь? Каковы средства ее достижения? Эти и другие подобные вопросы возникают накануне каждого воскресного и праздничного дня у проповедников еще не потерявших веры в силу церковной проповеди. Аналогичные, только в более прозаичной форме, вопросы возникают и у слушателей, переминающихся с ноги на ногу в воскресный или праздничный день, когда они внимают словам проповедника, недоумевая: "Почему так долго?" "Почему так нудно/косноязычно/бледно/грубо?" "Почему одно и то же?" и вообще, "Зачем, если все это можно прочесть в сети?"

Читая по этому по поводу разные мнения, почему-то не нашел того, которое было бы мне близко.
Это обстоятельство побудило записать некоторые мысли по поводу "идеальной" проповеди, как я ее понимаю. Мысли - плод относительно продолжительного церковного опыта.

Итак, опускаю всякие важные моменты из теории и практики церковной проповеди, внешних ее форм и внутреннего содержания, о которых можно прочитать в учебниках гомилетики. Я их, как говорится, беру, благоговейно целую и кладу на полочку. Т.е. признаю, почитаю важными, но в практическом смысле считаю лишь в малой части полезными. Перехожу сразу к собственным интуициям.

Церковная проповедь, на мой взгляд, это словесное выражение благодатного состояния. Т.е. слова Благодати Святого Духа. Образец такой проповеди - речь ап. Петра (его же память ныне) Деяния 2.14-2.40. Как можно легко заметить собственных слов ап. Петра там не много. Много цитат, немного толкования, немного прямого исповедания веры, немного констатации и краткое напутствие, что делать: "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш."
Но удивителен эффект проповеди:"Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?" ..."охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч".
Мне очевидно, что слушатели были тронуты не столько тем, что сказано, сколько благодатной силой, которой были наполнены эти простые (для знающих Писание) слова апостола.

Поэтому, делаю я вывод, в проповеди главное ни оригинальность передаваемого знания, ни изящность изложения, ни личное обаяние проповедника, а благодатное состояние проповедующего. Отсюда ясно, что питающий корень проповеди - это не чтение, не тренировка, а Молитва в разных ее формах, вообще, и Евхаристия, в частности.

Увы, молитвенников способных воспламенится благодатным пламенем в любое время я встречал в жизни очень мало. Но священников, воодушевленных совершением Божественной Литургии, довольно много. Конечно, воодушевление воодушевлению - рознь. У молодых священников слишком много было эмоционального, страстного постороннего "шума", но и слова благодати порой за этим шумом можно было отчетливо различить. У священников в возрасте, с духовным опытом, навыком "различения духов" благодатное состояние после совершения Евхаристии часто выражалось яркой, сильной проповедью. Не обязательно красноречивой, и даже не всегда грамотной! Но истинной по духу, верной по смыслу!

Таким образом, идеальная проповедь от священника, совершившего Евхаристию, - это свидетельство явления ему Благодати Святого Духа, свидетельство причастия Ее, свидетельство Единства в Святом Духе проповедника и всей, земной и небесной, Церкви.

Так как Благодать Одна, она же и в слушателях, участниках Евхаристии. Не люблю это слишком механическое сравнение, но это своего рода вибрация. Вибрирует сердце проповедника, охваченное благодатью, с той же частотой вибрируют сердца слушателей, так же наполненные благодатью и рождается резонанс - глубокое понимание простых, и даже может быть неумелых, слов проповедника, который может просто повторить некоторые слова Священного Писания, хорошо известные слушателям и вызвать микро, а иногда и макро-катарсис. При том каждый вовлеченный в это таинство участник будет чувствовать, что проповедь предназначалась именно ему, отвечала именно на его сокровенные вопросы.

Отсюда важные выводы об идеальной проповеди. По внешности и содержанию проповедь может быть любой: короткой и длинной, информативной и не очень, изящной и неумелой, грамотной и безграмотной, тихой и громогласной, в общем, действительно ЛЮБОЙ, в зависимости от личных способностей, образования, культурного уровня проповедника, но она обязательно должна быть благодатной, исполненной Благодати Святого Духа. Только такую проповедь узнает сердце верующего человека, узнает, как что-то дорогое и знакомое, полюбит и прославит.

церковное, руководство для пастырей, и

Previous post Next post
Up