Apr 04, 2020 18:00
А вот мне интересно. Все те христиане, которые безусловно поддерживали отмену общественных богослужений (мол, какая разница - где молиться), сколько времени они проводят в домашней молитве в субботне-воскресные дни - особые, святые для каждого христианина? Как они следуют благословению Предстоятеля: "Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда"? 15 мин, полчаса, час за два дня?
Можно ли это сравнить с 2 часами субботы утра, 2 часами субботы вечера, 2 часами воскресенья утра, 1 часа воскресенья вечера, помимо утреннего и вечернего правила? Именно столько времени (в среднем) уходит на молитву у благочестивых христиан в субботу-воскресенье.
То есть, по факту, недопущение христиан на молитву в храм - есть объективное снижение количества молящихся и общего времени молитвы.
Однако, мне могут возразить, что если христиане такие благочестивые, то почему они не могут столько же молиться дома?
Хорошо людям немолодым и одиноким. Им в общем-то легко освободить время, пространство, внимание для продолжительной молитвы дома. Но в силу своего возраста и недостаточной практики им просто тяжело самим читать, искать необходимые молитвы и т.п. - они более слушатели, в некотором смысле, они - пассивные молитвенники. То есть "едят", то, что им приготовят. В храме с этим - без проблем. Есть священнослужители, есть чтецы, есть клирос.
А как быть семейным в тех семьях, где один или несколько членов семьи - люди равнодушные или критично настроенные к духовным потребностям христианина или христианки (чаще)? Как одному из трех-четырех человек на карантине молиться в однокомнатной квартире и час, и два? На кухне? Чтобы отвлекаться каждые 10 мин., когда кто-то будет забегать попить, чайник поставить, в холодильник заглянуть? Ночью на кухне? Чтобы "творить умную Иисусову молитву"? То есть в слух вообще ничего не почитаешь, потому что всех разбудишь.
Молитва в храме - это не прихоть, не тупое следование обряду, а часто единственная практическая возможность удовлетворить насущную духовную потребность христианина. С точки же зрения карантинных мер храмовое богослужение - вариант с наилучшими характеристиками в сравнении, например, с домовым богослужением ( когда верующие группами собираются по квартирам). Уже сейчас в храмах исполняется инструкция Роспотребнадзора по дез. обработке, проветриванию, мониторингу состояния участвующих в богослужении. В храмах, наконец, больше площадь, чем в домах и квартирах, и сохранить безопасную дистанцию гораздо легче.
Сдается мне, что настоящий источник воплей о закрытии храмов - это не здравый смысл, не критичный разум, а тот, кому молитва действительно жжёт пятки - тот самый, кого прп. Паисий называл Тангалашкой.
коронавирус,
э,
церковное