Абсолютное вневременье души

Jul 13, 2017 21:05



Йозеф Куделка. Фото по теме для привлечения внимания.
Я как-то писал про преподавателя-физика, призывавшего нас, студентов кажется 2-го курса, наполнять время событиями, дабы увеличить его относительную длительность: больше событий в единицу времени - дольше длиться человеческий век. Став старше, понял, что эти призывы шли скорее от желания нашего физика встать в педагогическую позу, побыть гуру для вчерашних школьников,  чем от стремления, так сказать, провести нас за кулисы мироздания, дабы явлены нам были тайные механизмы театра жизни. Потому что даже здравый смысл подсказывает, что время физическое хотя и тесно связано с временем психологическим или восприятиям времени,  но все-таки ему не тождественно. Иначе началась бы такая свистопляска! Впрочем, все это было так давно, что возможно, память моя "того", и я совершенно исказил смысл слов нашего преподавателя, упустил важный контекст или вообще ничего как следует из его лекции не понял.
Но феномен психологического времени не может не удивлять человека, на своей шкуре почувствовашего разность его течения в молодом ( состояние X) и немолодом возрасте ( состояние Y).
В состоянии X время течет медленнее. Один год тянется как 2 или 3 в состоянии Y.
В состоянии X будущее безразмерно. То есть каких-то 25-35 лет, отделяющих от состояния Y кажутся почти вечностью.
В состоянии Y жизнь кажется пролетевшей, несмотря на обилие впечатлений и событий. Вот только что был молодым и здоровым, а теперь не совсем молодой и не вполне здоровый. Однако, и в этом главная загадка психологического времени, не чувствуешь принципиальной разницы между собой в X и собой же в Y.
У меня большое искушение как верующего человека объяснить это абсолютное вневременное самосознание бессмертием души. Мол, самосознающая душа, постигающая умом относительность времени вообще и времени своей жизни в частности, онтологически не способна подчиниться течению времени. В церковном предании это выражается представлением о загробном существовании души в 30-летнем возрасте, а не в детском или старческом. Это объяснение хорошо вписывается в наше ощущение мимолетности бытия. Действительно для человека сущностно запрограммированного, скажем, на 100-летнее существование 80 или 90 лет жизни будет большим сроком относительно тех самых 100 лет. Но бессмертной душе что 30 лет, что 80, что 180, что 1000 - это краткий миг. Пускай и  насыщенный событиями. Или не насыщенный.
Так как душа выражает себя через плоть, существует с плотью в материальном мире, то это и порождает парадоксальность в восприятии времени.
Вот такое объяснение. Довольно простое. Но так как предмет размышления не будет известен человеку досконально никогда в этой земной жизни, то он не намного дальше от истины, чем какое-то философское или физическое сложноподчиненное.

э, как бы богословие, notes

Previous post Next post
Up