- Некий брат спросил авву Сисоя: “Что мне делать, авва? - Я пал.” Старец отвечал: “Встань.” Брат говорит: “Я встал и опять пал!” - “И опять встань,” - отвечал старец. Брат еще спросил: “Доколе же это будет?” - “Пока не будешь взят из жизни сей добрым или порочным, - сказал старец, - Ибо кто каким тогда окажется, тот таким и пойдет туда.” (Достопамятные сказания. С. 256. № 32).
Уже давно заметил, что апостол и Евангелие одного дня всегда имеют некую глубокую духовную смысловую связь. Так и в сегодняшнем Евангелии об исцелении слепого и послании ап.Павла к Римлянам эта связь имеется.
Оправдание.
Оправдание это милость к виновному от судьи в день суда. ВозДАВАНИЕ ПРАВ помилованному. Также как помилованному на суде воздаются отнятые права, также и оправданным Богом будут возданы милости прав, которых мы не достойны(
Откр.22:14), ведь нет праведных ни одного(
Рим.3:10). Но так как тут мы не достойны оправдания, т.к. праведен лишь Господь(
Сир.18:1), то мы и просим милости.
Каждый христианин каждый день взывает о помиловании коротким «Господи , помилуй!», либо «Господи, Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В этих словах наше исповедание веры и наша просьба о милости виновному.
Господь испытывает тех кто ходит путем закона его, т.е. праведных(
Пс.10:5), но оправданными они могут быть лишь самим Судьей на суде частном(по смерти крещенного в период после Воскресения Христова) или Страшном Суде(во втором пришествии Христа и всеобщем Воскресении мертвых ). Так как Господь отдал мир на суд Сыну(
Ин.3:17,
Ин.3:19), который отдаст негодных слуге - сатане(
Мф.5:25), который тоже осужден(
Ин.16:11), но пока не пришел Сын, и праведники не были оправданными в ожидании судьи, а когда пришел, то и Суд начался.
Ин.9:39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Суд Христов дает прозрение невидящим - т.е. дает оправдание Судьи. И Суд уже идет. Он начался с момента Христова Воскресения до времени Второго Пришествия Христова . Время покаяния и время исправления.
Судья - Сын Давидов.
Первый Сын Давидов по обетованию Господню - Соломон. Но он был сын от Давида по плоти, т.е. и великим мудрым судьей был по плоти, благодаря мудрости полученной от Бога. Но Иисус - Сын Божий по Духу и есть Господь и истинный судья, сын обещанный Давиду(
Пс.109:1, Мф.12:23), дающий оправдание и спасение миру, тот Сын , которого еще Ева в Раю ждала как спасение и оправдание - семя жены(
Быт.3:15 ), Сын Человеческий(
Дан.8:17,
Мф.9:6 ) имеющий власть прощать грехи.
Евангелие дня.
Слепой из Евангелия от
Лк. 18:35-43 взывал Сына Давидова о помиловании:
- и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
- Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
- Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
- Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
И вот, в апостольском чтении опять говорится об оправдании, т.е. о милости. Но кроме того, св. ап.Павел говорит о том, что Бог предопределил тех, кому быть подобными образу Сына Своего, и их Он призывает, оправдывает и прославляет. Т.е. призыв к оправданию это призыв к святости. Каждого из нас Бог призывает стать Святым Его.
Рим. 8:29-30
- Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
- А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
Но не все оказываются овцами Его. Это не значит, что судьбы предопределены, но значит то, что Бог каким-то чудесным Божественным образом имеет возможность нас ведать еще прежде чем мы были образованы:
Т.е. Бог знает о плодах своего Древа Жизни еще до того как плоды образуются на нем. И сам Христос говорит о том же:
Иуда поднял свою пяту, т.е. сам по своей воле отказался от своего
наследия в Боге, а т.к. поднял пяту на Спаса, то и ужален был в нее змием(
Быт.3:15).
Пост, молитва и покаяние. Где ты?
Но мы не знаем себя так как знает нас Бог и не познаем себя без покаяния. Т.е. нам неизвестно будем ли мы оправданы Богом, никто не знает кроме Него, а значит никто не может сам себя заранее причислять к оправданным, также как и никто не может признавать себя погибшим. Каждый должен искать Бога и просить о милости. А для милости нужно исследовать себя, дабы покаяться, исправить жизнь.
Покаяние - путь познания себя - т.е. где ты сейчас?
Бог спрашивал Адама в Раю «Где ты?»(
Быт.3:9), т.е. Адам, познай свое теперешнее положение, чтобы увидеть то куда будешь двигаться дальше, куда привело тебя преслушание слов Бога.
Это как-бы определение места на карте: определись где был вчера, потом где находишься сегодня, соедини отрезком эти точки и продолжи прямую, чтобы понять куда ты движешься. Т.е. изучи себя и покайся. Это время поста и молитвы.
- «Но никаким образом, по моему мнению, не спасутся те, которые, уверовавши и признавши Его Христом, по какой-нибудь причине обратились к иудейскому закону, отвергли Христа и не покаялись прежде смерти. Не спасутся также и те, которые, происходя от семени Авраама, живут по закону и прежде кончины своей не уверовали в этого Христа, особенно же те, которые проклинали и проклинают верующих в этого Самого Христа, чтобы достигнуть спасения и освободиться от наказания огнем. Милосердие, человеколюбие и неизмеримое богатство милости Божией, по словам Иезекииля, кающегося во грехах принимает как праведного и безгрешного; а того, кто от благочестия или праведности впадает в нечестие и беззаконие, признает грешником, неправедным и нечестивым. Поэтому-то наш Господь Иисус Христос сказал: “В чем Я найду вас, в том и буду судить”». Иустин Философ «Разговор с Трифоном иудеем» (гл. 47).