Здравие в вере. Осуждение и обличение.

Dec 08, 2020 08:01

  • Здравие в вере есть в точности держаться преданного. Тело делается нездравым, когда принимает чуждые ему элементы; и вера делается нездравою, когда принимает мысли, разрушающие строй ее, или весь, или по частям. Принимающий такие мысли с убеждением, что они истинны, тогда как не истинны, повреждает истинную веру и делается нездравым в ней. Ибо не хранит образа здравых словес, - преподанных Апостолами (см.: 2 Тим. 1:13), и неверным является здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению, еже по благоверию. Святой Иоанн Златоуст.

Текст ниже  - это часть проповеди молдавского священника, с которой он обращался к  мирянам, вопрошающим его о том, можно ли осуждать архиереев за отступления против веры и Церкви. С его  позволения и выкладываю здесь...

Иерей Г.

Не нужно путать осуждение и обличение.

«Нам часто говорят, что не должно и не нужно осуждать священников, епископов, митрополитов и  патриархов в  их нарушениях веры. Но мы ведь не осуждаем их личные грехи, а лишь обличаем неверие(на что у нас и заповедь есть Тит 1:13).

"Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере" (Тит 1.13) говорит апостол Павел.

В толковании  Свт. Феофана Затворника на этот стих мы читаем следующие слова: 


  •      Итак, обличай их нещадно. Ибо нужно не со всеми обращаться одинаковым образом, но различно и разнообразно, смотря по лицам. Ибо как, укоряя человека послушного и благородного, можно убить его и погубить; так и лаская человека, имеющего нужду в сильном обличении, можно испортить его и не довести до исправления» (святой Златоуст). «Это: обличай их нещадно - не противоречит сказанному: с кротостию наказующу противныя (2 Тим. 2:25); потому что не уверовавшим еще должно скромно и кротко проповедывать Божественное учение; а давших обещание веровать и покушающихся поступать вопреки вере надлежит врачевать суровыми врачевствами»(блаженный Феодорит). 

"проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием."

2Тим. 4,2

Свт. Иоанн Златоуст

Хотя бы ты был в опасности, хотя бы в темнице, хотя бы в узах, хотя бы готовился идти на смерть - и в это время обличай и не переставай вразумлять. Тогда и благовременно делать обличение, когда оно может иметь успех, когда представится дело, достойное обличения.

Увещевай, говорит апостол; подобно врачам, указав на рану, сделав разрез, он прилагает потом и лекарство. Если что-нибудь из всего этого опущено, то прочее бывает бесполезно. Если ты будешь угрожать без обличения, то покажешься дерзким и никто не станет слушать; если же наперед обличишь, тогда слушатель примет угрозу, а без того он останется бесстыдным. С другой стороны, если ты станешь обличать и угрожать, хотя и с силою, но не предложишь утешения, то опять испортишь все дело. Действительно, обличение само по себе невыносимо, если оно не растворено утешением

Свт. Василий Великий

Апостол советует Тимофею пользоваться обличением. Всякое обличение ощутительно уязвляет обличаемого, сильно мучит его, представляя позор греха, а через это весьмат благотворно для не чувствующего собственных своих падений, потому что приводит его в сознание и истинное раскаяние. Какая телесная рана производит такую же боль, каково мучение, производимое в душе разящим словом, которое чувствительно для совести подвергшихся стыду худых дел?

Св.Феофан Затворник

Обличи «Когда видишь, что это должно делать, то есть когда найдешь кого грешащим или намеревающимся согрешить, то не пропускай даром». Обличение идет и к тому, кто уклоняется в инакомыслие, и к тому, кто заповеди нарушает. Обличение имеет целию раскрыть одному неправомыслие, а другому неправость поведения, - того и другого довести до сознания вины и возбудить в них желание исправления. Оно требует крепкого сердца, чтоб не стыдиться лица.

Св.Феофилакт Болгарский

обличай:

Когда видишь, что это должно сделать, то есть когда найдешь кого согрешающим или намеревающимся согрешить, то не пропускай даром.

запрещай:

После того, как обличишь и докажешь погрешающему его погрешность, запрети ему, то есть наложи епитимию и наказание.

увещевай:

Запрещение с наказанием подобно резанию, а утешение - приятному пластырю. Итак, приложи пластырь утешения, чтобы одно резание, производя крайнюю боль, не ввергло в отчаяние.

"Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;

а обличающие будут любимы, и на них придет благословение."

(Притчи 24,24-25)

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Нужно всегда говорить правду, особенно всякому общественному деятелю. Не следует замалчивать о зле. Зло всегда есть зло, и об этом необходимо открыто возвещать. Если мы будем молчать о правде, тогда во главу угла нашей жизни будет поставлена ложь, провокаторство, и тогда вся наша жизнь замутится; люди загниют от лжи, не будет доверия друг ко другу, а тогда и жизнь станет мучением. Правда обличает нашу злую жизнь. Мы сначала бываем недовольны обличениями, но потом, особенно после смерти этих наших обличителей, вспоминаем о них уже с благодарностью, так как они дали нам и обществу возможность исправиться, указав пути истины. А лживых и льстивых людей мы сначала встречаем с удовольствием, но потом с отвращением вспоминаем о них, как о врагах человечества, потому что при духовном гниении людей не врачевали их, а еще больше расширяли язвы их.

Разве св.Иоанн предтеча осуждал Ирода когда говорил ему что негоже жить с женой брата?(Лк.3:19 )

А св.пророк Илия разве осудил вааловских жрецов когда убил их?(3Цар.18:40)

Или апостолы осудили   Симона Волхва(Деян.8:21) или Кинопса колдуна предавши их смерти?

А св.Иоанн Златоуст разве осуждал царицу Евдоксию когда запирал ей дверь в Храм лишь за то что она отобрала виноградник у одной вдовы?

Или св.Николай когда дал пощечину Арию, разве осудил его?

Христос в Евангелии заповедует не слушать гласа наемника  и не идти за ним(Ин.10:12). Но если мы идём за наемником, значит мы не настоящие Христовы овечки(Мф.6:24).

Также написано: если один слепой ведёт другого оба упадут в яму(Мф.15:14, Лк.6:39).

Также  и апостолы заповедовали даже не приветствовать того кто принесет нам другое Благовествование, аще и Ангел с небес будет...(Гал.1:8

Христианство, обличение, Православие

Previous post Next post
Up