В это воскресение это толкование услышал от священника в Церкви, оно так запало в сердце, что решил его найти и поделиться с другими.
Лк. 10:30-35 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
- По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
- Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
- Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
- и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
- а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Толкование Святителя Филарета (Дроздова)
«Иерусалим, город мира, есть образ благодатнаго царствия Божия. Иерихон, город роз, есть образ мира с его прелестями.
Человек, который схождаше от Иерусалима во Иерихон, был праотец Адам, когда он неосторожно нисходил своими помыслами от духовных красот царствия Божия к прелестям чувственнаго мира.
Разбойники суть духи злобы и лукавства, которые обнажили человека от одежды чистоты и света, и его дотоле здравое и несмертное существо покрыли язвами греха и тления.
Священник и левит, которые видели раненаго и полумертваго, но не помогли ему, означают то, что ветхий закон и жертвы бедственное состояние человека грешника представляли только видимым и ожидающим помощи, но не изцеляли его.
Милосердователь, по выражению церковных песней, не от Самарии, но от Марии возсиявший, есть Христос. Он возливает на душевныя раны человека грешника елей милости, утешения, прощения и вино благодатной силы животворной, радостотворной, укрепляющей, и как обязанием, совершенно покрывает оныя Своею добродетелию, Своею крестною заслугою.
Гостинница, в которой продолжается и совершается изцеление от ран греховных, есть Церковь.
Гостинник есть образ служителей Христовых.
Два сребреника, для продолжения врачевания и питания врачуемаго, суть два Завета Божественных Писаний, которыя благоразумно употребляющим неоскудное приращение сокровища премудрости и благодати готов подавать Милосердователь Христос.»
Добавлю от себя, что осел , на которого положил самярянин избитого, чтобы привезти в гостиницу также упоминался не раз в Писании.
На нем въезжал Иисус в Иерусалим, также искавший потерявшегося осла Саул получил в итоге царство, а Самсон убивший несколько сотен филистимлян челюстью ослиной был в числе судий в Израиле. Т.е. осел - это путь к Царству - Царству Небесному. Господь сам нас кладет по его милости на своего осла, не по нашим заслугам, но лишь по Его милости и любви. Авраам идущий принести в жертву своего сына Исаака, также отправился в путь на осле(
Быт.22:3), т.е. путь к Царствию Небесному лежит через жертву, через Голгофу. Но Голгофу принял на себя Сам Сын Божий. Нам лишь нужно принять на себя Его легкое бремя и иго.
Мф.11:30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.