Часть 2. Сретение Господне.
Это икона Сретения Господня. Т.е. Бога, людей, события, дня, места, в которых сошлись воедино Ветхий и Новый Заветы.
В храме происходили многие важные события в которых проявлялась преемственность перехода из Ветхого в Новый Завет:
Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Сретение Господне, , обнаружение Христа в 12-тилетнем возрасте в храме говорящим с книжниками. Сюда же, на крыло храма, повел Христа сатана во время Его 40-дневного искушения. Сюда же принес Иуда 30 сребренников за которых продал Христа, бросив их на пол(Мф. 27:5) Здесь умер Ветхий Завет дав жизнь Завету Новому.
«Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших»
Именно эти слова читаются в этот день в храме.
Симеон Богоприимец - один из 72-х переводчиков Ветхого Завета, т.е. слова, значит строитель духовный от Бога. И вот он принимает на руки недостающий долгожданный краеугольный камень на пороге храма, т.е. Слово Воплощенное.
Круглый купол на четырех колоннах слева вверху называется киворий.
Он означает алтарь православного храма. И изображается чаще всего в центре на всех иконах сретения. Справа - храм Соломона. Красный плат, соединяющий эти два храма - это т.н.
велум, что в переводе с лат.- парус.
Он означает что событие на иконе происходило внутри помещения(под покровом), коим является храм, а само соединение этим платом кивория(слева) и храма иерусалимского(справа) означает соединение(встречу) Ветхого и Нового Заветов в этот день.
В тот день человек (в лице Симеона богоприимца) засвидетельствовал исполнение полноты Ветхого Завета, и самого храма как дома Божия и начало Завета Нового, сказав :
- Нынe отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. †.
В этих словах св.Симеон исповедует младенца Иисуса своим Богом и владыкой, т.е. священником предвечным. Эту песнь священник читает на каждый раз в конце службы.
По преданию св. Симеон был убит во время избиения Вифлеемских младенцев, т.е. фактически через 2 года после Рождества Христова. Т.о. в этом мы видим символический образ ношения священства до самой смерти, а не только в храме при службе. Так и сегодня священник является служителем Божиим не только у Алтаря, но всю жизнь, каждый час.
Сретение - это встреча. Встреча Нового и Ветхого Завета. И она может произойти только в точке начала всего сущего(первопричине), т.е. Христе. Т.е. опять повторюсь, тогда сошлись : место, время, люди, ангелы, богородица, Бог ...
В
акафисте Сретенинию Господню есть такие слова обращенные к Богородице Марии в отношении сретения ангелов и человеков:
- гряди́, Святе́йшая Святы́х все́м Ма́ти, а́нгелы и челове́ки во Сре́тении Твое́м объедини́вшая.
Т.о. это встреча не только Нового и Ветхого Заветов, но и встреча неба и земли, прошлого и будущего.
В то же время Бог не нисходит «готовым»(не могу подобрать иное слово) с неба на прямую течения времени, но рождается(будучи изначальным), как точка, дающая начало, и разделяющая все пространство, время, людей вокруг на до и после.
- И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - (Лк.2:34).
Лежит на падение и восстание. Т.е. Он становится точкой разделения, о чем впоследствии скажет и Сам:
Но это деление не о брани людей друг с другом, а о разделении за Имя Христово и будущее разделение на Страшном Суде.
- и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; (Мф.25:32)
Но то разделение станет уже необратимым, ныне же Он явился обратить нас самих пока еще есть время.
Другим днем, когда Иисус вошел в храм стал Вход Господень в Иерусалим. Тогда Его встречали как царя и мессию. И именно в тот день Он перевернул в храме столы меновщиков. Тогда фарисеи спрашивали Иисуса «какой властью Он это делает?» И Христос напомнил им вновь те слова о камне : «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»(Мф.21:42).
Христос пришел не нарушить , но исполнить закон(
Мф.5:17), и во исполнение закона был принесен на 40-й день рождения в храм. И если на 40-й день в храме оказались истинные служители Бога в лице Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, то через 30 лет уже таких не оказалось среди храмовых книжников и законников.
Жизнь так течет, что нельзя переключить резко тумблер с одного положения в другое. Все происходит плавно и одна эпоха сменяется другой постепенно, растянуто. Смена Ветхого Завета Новым, как и его служителей растянулась на несколько десятилетий. Резко происходит только революционная смена власти и законов, когда новые законы отменяют старые, и саму связь с ними, ибо революция отвергает преемственность власти. Не так происходит там где является сам Бог, как учредитель Завета и закона.
Сретение знаменует преемственность власти и преемственность заветов, переходящих из одного в другой, не нарушая ни один из них, как река которая текла ровно, уткнувшись в камень меняет свое течение, продолжая оставаться той же рекой, с тем же источником. Но кому-то ближе по сердцу оставаться у старого сухого русла...
Иисус заповедует ученикам исполнять законные предписания книжников(Мф. 23:3), но не поступать по делам их, и тогда же провозглашает «Се оставляется дом ваш пуст!»(Мф.23:38), тем самым утверждая новое священство.
В этот же день в храме читаются слова ап.Павла о том, что :
- с переменою священства необходимо быть перемене и закона. (Евр.7:12)
Но новый закон не таков каков был ветхий.
Ветхий утверждал все сферы закона, его формы, одеяний священства, самого храма, места для него, и того что и как должно быть сделано.
Новый закон иной. Ведь приходит Сам Бог и показывает не только ЧТО делать , но и КАК делать. Он показывает пример, и ждет(или точнее позволяет) от учеников проявления определенного творчества в строительстве новой церкви.
Помните строительство ковчега и храма Соломона? В этом вопросе Бог указывал почти все - что и как сделать. Теперь же все иначе. Это как с воспитанием ребенка - сначала ты говоришь и требуешь точного выполнения требований к обучению, а после оставляешь пространство для самостоятельного проявления полученных навыков.
Храм для иудеев был центром духовной жизни. Именно там и только там могла быть приносима жертва. Хотя на Голгофе произошла т.н. смерть иудейского священства, они как отсоединенный от состава вагон, продолжающий катится, еще продолжали исполнять обряды пока стоял храм Соломона. С разрушением храма в духовной жизни иудеев не осталось священства, но только т.н. учителя. Так и по сей день. У них нет священников, нет духовного единства с Богом, но есть только обрядовые деятели, законоучители, протаптывающие сухое русло старой реки. Это дошло до того, что они расширили закон до сборника «поучений» весьма многих своих «учителей», раввинов, объединив их в Талмуд, а потом переименовав весь закон вместе с талмудом в Тору. Т.е. произошла подмена закона. И это несмотря на то что талмуд полон наставлений противоречащих одно другому. Т.о. у них от Ветхого закона не осталось ни закона, ни священства.
Все из-за отвержения Христа как камня основания.