ОТ ХРАМА К ХРАМУ. ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РОССИИ И МИРУ.
АМЕРИКА. (продолжение)
В дорогу
Так как самолет в Москву летит 10 июня рано утром из Улан-Удэ, то я отправился в нашу столицу 9 июня вечером. По дороге из Кяхты на автомобиле встретили в попутном направлении велосипедную пару (он и она) из Франции. Едут на большом спаренном велосипеде, сзади специальный небольшой грузовой прицеп. Путешественникам 29 и 27 лет соответственно. Едут уже пять месяцев. Камбоджа, Тайланд, Китай, Монголия… Сегодня зашли в Россию. Планы: дойти до Иркутска, далее поездом до Москвы, а там - «Здравствуй, дорогая Франция!».
Я очень люблю общаться с путешественниками на дороге. Общение с путешественниками - это, наверное, общение с лучшими людьми в мире. Путешественники стоят выше всех мирских условностей, они очень легко входят в контакт, они практически всегда улыбаются, они очень неприхотливы. Очень гордых людей среди путешественников, кажется, нет. Путешественники - это носители большого хорошего человеческого опыта. К этому опыту можно прикоснуться практически бесплатно и даже им пользоваться. Языковых, политических, культурных барьеров при общении с путешественниками почти не существует. Путешественники - это самые легкие люди, это - люди мира, а не конкретной страны, конкретной политической системы или национальности, это, можно сказать, «божии человеки», то есть, как Адам до своего грехопадения. «Адам, Божий» (Лк. 3,38). Путешественники - носители мира, они связывают народы и страны самыми хорошими узами, они делают большое христианское дело. Как полезно для души общение с путешественниками! Это как молитва.
Поговорив с французами на «международном» языке - языке жестов, улыбок и нескольких английских слов, обнявшись с этими грязными людьми (велосипедисты-путешественники бывают почти всегда грязными), получив от них благословение - («Ооо-о!!! Америка! О-кей, о-кей»), в самом хорошем расположении духа продолжил движение навстречу Америке. Эта встреча - мне хороший знак, очень хороший знак.
10 июня. Ранний час. Аэропорт Улан-Удэ.
«Здравствуйте, батюшка. Вам поклон от бабы Поли. Она знает, что Вы летите в Америку, и желает Вам всего хорошего в путешествии», - встречаюсь со знакомой женщиной при посадке в самолет. Баба Поля - великий человек. Она живет на Левом берегу, ей 87 лет. Ходит еще на ночные службы. И до сих пор очень сильно поддерживает своими солениями различных батюшек. Через бабу Полю Господь исполняет Свое слово «не беспокойтесь о завтрашнем дне» (Мф.6,34). Для меня бабы Полины пожелания о добром путешествии тоже как Божие благословение. Я рассуждаю про себя: «Если баба Поля знаем про мое путешествие в Америку, то, значит, и многие другие знают об этом. Это хорошо. Может, кто и помолится за меня в дороге. Это тоже мне поддержка».
Передал для бабы Поли через эту женщину фото моей большой семьи. Это я приготовил целую пачку фотографий для знакомства Америки со мной.
«Еду в Америку, - еще раз рассуждаю во время посадки в самолет, - чтобы получше рассмотреть Россию с американского бугорка, чтобы как-то еще продвинуться в понимании самого себя, чтобы мой 55-летний жизненный опыт обогатился доброй частью богатого американского опыта, чтобы мне это обогащение помогло встать тверже на путь спасения. Зачем же еще ехать?!».
Всегда в дороге хорошо рассуждается-думается о высоком. Есть время для этого. В дороге внимательно молиться очень трудно, а вот рассуждать - есть время и возможности. Добродетель рассуждения - хорошая христианская добродетель. Время путешествий - время наблюдения и рассуждения.
Я чувствую себя уверенно. При мне старый фотоаппарат, побывавший со мною в самых далеких краях; со мною чемодан - подарок первого путешествия в 2007 году в Грецию; на мне туфли, которые прошли в прошлом, 2015 году, «самую неудобную для путешествий страну» - Китай. Как всегда у меня на плече серая небольшая сумка, а в ней тетрадь для записей и ручка. Это приборы для собирания крупиц знаний в путешествии. Америка должна хорошо поработать на меня!
В аэропорту попались несколько знакомых их Кяхты. Один из них сказал перед посадкой в самолет: «Путешественникам Бог помогает». Наверное, где-то прочитал. В этом брат, конечно, прав. Это я и сам знаю из опыта своих путешествий. Очень помогает.
Да! Чуть совсем не забыл! Дети, дети! Очень много детей из нашей Бурятии куда-то летят со мною в самолете. Начались летние каникулы. Детей повезли показывать мир. Всегда очень хорошо наблюдать за детьми в дороге. Хорошо для души. Это работает Слово Божие: «Если … не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18,3). Дома-то бывает и своих детей не видишь. Все дела да делишки… Ну всё! Как там у Гагарина? «Поехали!». То есть полетели.
Москва
Конечно, можно ехать в Америку и через Хабаровск-Владивосток. Это ближе. Но мы едем через Москву. Потому что в Нью-Йорк через Москву ближе, потому что от Нью-Йорка недалеко до Бостона, где будет мой штаб путешествия по Америке. Москва - это место, где я должен был встретиться, но не встретился, с протоиереем Владимиром Алексеевым. Москва - это ещё и место осуществления моей одной задумки.
В Петропавловском храме Московского Патриархата в Гонконге проходит свое служение протоиерей Дионисий Поздняев. Он, наверное, один самых больших современных синологов. В свое время, в середине 90-х годов, отец Дионисий показывал мне один из первых номеров журнала «Фома». Это был черно-белый очень простой журнал. Это сейчас «Фома» - крупная величина. Отец Дионисий был одним из тех, кто стоял у истоков образования этого журнала. И вот проездом в Америку я решил найти редакцию этого журнала, где, может быть, даже поздороваться с самим Владимиром Легойдой.
«Фома» некоторое время назад начал публиковать материалы о малых исторических городах России. Там можно было встретить даже Тынду и другие «исторические» города. А вот Кяхты в этом списке нет. Это, конечно, большое упущение. Кяхты нет в списке исторических городов! Как это?! И вот я добрался до редакции этого всемирно известного журнала. Редакция находится теперь при одном московском монастыре. Там же сейчас и информационный синодальный отдел. Добрался, нашел. Встретился с самим Владимиром Гурболиковым, заместителем Легойды. Обсудили мы тему Кяхты, я оставил кое-какой материал по ней. Может быть, родится в этом известном журнале что-нибудь и про Кяхту.
А возил меня по Москве и в «Фому» уже американский автомобиль. Точнее московский автомобиль моего американского товарища, который пригласил меня в Америку. Америка уже приступила к исполнению своих обязательств передо мною. Москвич Алексей Петрович, представлявший «американскую» сторону, целые сутки работал на дорогого гостя из Бурятии. И автомобилем, и своей квартирой, и столом, и всем необходимым для большого путешествия. Поездка обещала быть содержательной и организованной. Также меня встречала одна «великая» бурятская поэтесса, живущая в последнее время на асфальтах города Москвы и сильно желавшая получить что-нибудь от моего «американского друга-миллионера» для распространения плодов своего поэтического таланта. Но мы ей вежливо отказали.
Москва, как всегда, уверенно поработала на меня до утра 11 июня, до аэропорта Шереметьево, откуда я «ушел в небо» рано утром. Навстречу Америке.
Аэропорт Джона Кеннеди
Огромный пассажирский самолет. Нет ни одного свободного места. Множество иностранцев. Москва является для многих воротами в западный мир. Самые красивые в мире стюардессы (от Аэрофлота) обслуживают нас, пассажиров, до Нью-Йорка. Девять часов полета. Два плотных приема пищи и два хороших американских фильма.
Все, прилетели. Моя нога ступила на землю американского континента в 11-45 по нью-йоркскому времени. Этой землей был асфальт аэропорта Джона Кеннеди. Аэропорт своим видом на меня впечатления не произвел. Видно, я ждал чего-то особенного, «марсианского». Шереметьево даже мне показалось покруче. На улице 21 градус тепла. Вдали видны огромные небоскребы.
Виктор Иванович, мой американский хозяин, с сыном Андреем немного задержались. Встретились мы уже вне здания аэропорта. Виктор Иванович почти совсем не изменился, только стал совсем сухой и более хромой. Андрей немного поседел. Не видел его «сто лет», то есть с 2009 года. Оба говорят и улыбаются по-русски.
Первое фото на американском континенте сделали с иконой Божией Матери «Споручница грешных», предназначенной для русского собора в Сан-Франциско и привезенной мною из Бурятии. Эта икона оказалось очень дорогой. В том смысле, что я ее несколько раз в своем путешествии оставлял позади себя: просто забывал. Такое искушение. Так получилось в Улан-Удэ, в Нью-Йорке и на Аляске. Но, слава Богу, икона дошла до своего места назначения.
Первый американский урок от брата Виктора в туалете нью-йоркского аэропорта: «Негр» говорить нельзя; лучше говорить «черный». Началось очное американское образование.
Священник Вадим Арефьев
Все, я приехал. Америка готова принять меня. Обсуждаем и утверждаем в окончательной форме планы моего путешествия по православной Америке. Первый пункт - это нью-йоркский священник Вадим Арефьев.
Несколько лет назад мы с отцом Георгием Ивановым участвовали в работе трезвеннической секции на Рождественских чтениях в Москве. Произвело на всех большое впечатление сообщение священника Вадима Арефьева из Нью-Йорка. Отец Вадим рассказал о своей подвижнической деятельности по реабилитации алкоголезависимых американцев российского происхождения. Некоторые из присутствовавших даже вытирали слезы после его выступления. Поэтому, находясь в Нью-Йорке, я решил обязательно встретиться с о. Вадимом. Связаться с ним из Кяхты не удалось. Едем на удачу, прямо к нему домой.
Сколько раз я слышал это название: район Брайтон в Нью-Йорке. И вот мы на Брайтоне. Находим нужный дом. Двухэтажный солидный дом. Над входной дверью большая выпуклая икона Спасителя. Нашли в доме молодую женщину: «Батюшка на берегу с детьми, на детской площадке». Идем на берег Атлантического океана, а точнее, Кроличьего залива. Детская площадка, огороженная сеткой, батюшка в черном подряснике и скуфейке играет с малыми детьми. Это он, отец Вадим Арефьев. Начались первые православные американские мои впечатления.
«Я уже три года как в запрещении. Храм «Неупиваемая Чаша» у меня забрали. Мне туда заходить запрещено. Окружение митрополита Иллариона меня съело. Я обвинен в глубокой прелести», - такие вот слова слышу я от отца Вадима. Нечего сказать, хорошенькая первая православная информация на американском континенте. Интересное начало…
Отец Вадим 1967 года рождения. Он из еврейской по матери семьи, москвич. Крестился в 1992 году в Москве и вскоре оказался в Нью-Йорке. С дьяконских времен начал заниматься с алкоголезависимыми бывшими россиянами. Создали трезвенническую общину, оборудовали Дом трудолюбия. Сначала один раз в неделю, а потом три раза, в вечернее время, выходили на улицы Нью-Йорка к местам нахождения русских пьяниц. С ними молились, занимались решением их социальных проблем… Потом вот такой финал. Три года запрета. Что такое натворил о. Вадим, сразу не поймешь. Он мне показал указ о запрещении от правящего архиерея. Можно сразу расстреливать - столь суров указ. Так он всех достал со своею трезвостью? Или неразумным проведением идей трезвости в американо-российские массы? Бог им судья, нашим американским православным братьям.
Отец Вадим на своем автомобиле с интересным номером IСXРНIKA ORTHDOX+CHRISTIANITY провел для меня небольшую экскурсию по Брайтону. «Это дом Чарли Чаплина, а здесь родился американский хот-дог, это кафе русских байкеров, это первый аттракцион на побережье Америки…». Да, интересно. Едем по самому Брайтону.
- В 1970-х годах это был район афро-американцев и пуэрториканцев. Потом появились русские. Были большие разборки. Афро-американцы отступили, - рассказывает историю своей новой малой родины о. Вадим.
Отец Вадим показал здание, которое оборудовали в свое время под Дом трудолюбия. Показал дом, где была сначала церковь «Неупиваемая Чаша». Приехали к новой церкви «Неупиваемая Чаша». Это не типичное церковное здание. Это, скорее, подъезд, где можно оборудовать и кафе, и магазин, и парикмахерскую.
- Ну, вы идите. А мне туда заходить нельзя.
В храме две бабушки. Говорят по-русски. Много современных икон хорошего письма. Есть целый угол грузинских икон. Через бабушек пригласили нового настоятеля (живет где-то рядом). Пришел молодой иеромонах Елевферий. Говорят, он из Москвы. Весь такой современный, толковый, благообразный. Оценок никаких касательно о. Вадима не дает. Осторожничает.
После посещения храма приехали на набережную. Очень много отдыхающих, очень много хорошего песка. Я попросил о. Вадима показать, где находится известная теплотрасса, в которой обитают русские пьяницы. Он показал. Это длинное дощатое, на несколько километров вдоль берега океана, строение, типа тротуара. «Раньше там обитали афро-американцы, но потом их вытеснили русские, - говорит о. Вадим. - Сейчас власти наводят порядок, практически всех уже вытеснили. Все время входы под настил заваривают железом».
Я с большим интересом позаглядывал под настил через заваренные решетки. Ничего, бомжевать можно. В Нью-Йорке гораздо теплее, чем в Бурятии.
Отец Вадим при мне «набросился» на какого-то русского брата по имени Борис, который спал в пьяном виде на лавочке рядом с пляжем. «Приходи завтра туда-то, будем тебе помогать. Хорошо?». Мы обсудили кратко с о. Вадимом возможный проект вытаскивания русских пьяниц в Россию и дальнейшей их реабилитации и социализации на исторической родине. И, угощенный напоследок мороженым из греческого вагончика, расстался с нью-йоркским подвижником трезвости отцом Вадимом на Брайтоне, на берегу океана.
По прошествии некоторого времени, ещё в период пребывания в Америке, я отказался от этого наивного плана - вытаскивать оттуда русских пьяниц в Россию и здесь их реабилитировать. У нас здесь и холоднее, и голоднее. Многие просто не выдержат трудностей нашей жизни, будучи сильно ослабленные алкоголем. А Америка согревает их более теплым климатом и способна накормить от богатств своих многих малополезных людей, включая большую армию российских пьяниц. Можно сказать, что Америка взяла на себя часть наших проблем: питает, греет, содержит множество россиян, которые по разным причинам оказались за океаном.
Протоиерей Олег Матвеев
(продолжение следует)