Кто хочет поШмеяться, читаем. Источник:
http://izvestia.ru/news/578323 В этом году под «санкции» может попасть зловещая тыква и другие атрибуты мрачной романтики прижившегося во многих странах западного праздника Хэллоуин. Член Общественной палаты, президент центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров просит министра культуры Владимира Мединского повлиять на российские развлекательные заведения, которые уже начали активно закупать овощи и костюмы монстров для предстоящей вечеринки.
Георгий Федоров предлагает министру оценить ситуацию, рассмотреть возможность через профильные ведомственные департаменты на местах и дать рекомендацию развлекательным заведениям воздержаться от празднования Хэллоуина. «И, возможно, при поддержке профильных органов власти даже предусмотреть систему поощрения, в том числе финансовую, для тех, кто прислушается и прекратит расставлять тыквы и бутафорских мертвецов в своих учреждениях», - отмечается в обращении.
Письмо было написано в том числе на основании жалоб россиян из разных регионов. Например, жители России сетовали на то, что в Хэллоуин на улицах можно встретить пьяных молодых людей, разодетых в костюмы трупов и монстров, которые пугают добропорядочных граждан, в том числе детей. Отмечали и тот факт, что в ночных клубах такие «гулянья» культивируют низменные чувства и переходят в настоящие оргии.
- В связи с напряженными отношениями с США кроме продовольственной безопасности необходимо еще и учитывать идеологическую. На мой взгляд, кроме коммерческой составляющей этот праздник ничего хорошего не несет. К сожалению, с 1990-х годов нам очень активно навязывают совершенно не свойственные нашим культурным традициям образ жизни и поведение. К тому же ряд экстремистов использует подобные «праздники» в своих пропагандистских целях. Считаю, что нужно дать идеологическую оценку этому празднику и начать контрпропаганду. У нас ведь есть свои исконные праздники, которые хотя бы не противоречат нормам религиозной этики и общечеловеческой морали, - говорит Федоров.
В пресс-службе Министерства культуры РФ отметили, что обращение к ним еще не поступило, однако свое отношение в ведомстве высказали.
- Этот праздник обычно проводится в кафе и ресторанах, деятельность которых не относится к компетенции Минкультуры. Проведение Хэллоуина в музеях, театрах, филармониях и библиотеках не запланировано, - отметили в ведомстве.
Культуролог, член Союза писателей России Наталья Макеева считает, что необходимо не только дать рекомендацию культурным заведениям воздержаться от празднования, но и категорически запретить «гулянья» в госучреждениях, особенно в школах и детских садах.
- Это не просто «развлекалово» для школьников, здесь всё гораздо серьезнее. Сейчас речь идет о цивилизационном противостоянии. Продолжает активно размываться наш мировоззренческий код, во многом сформированный православной культурой. Считаю, что нужно всячески препятствовать приобщению нашей молодежи к таким празднествам и активно продвигать свои религиозные праздники, а также связанные с историческими датами. Если внимательно изучить историю вопроса, то мы увидим, что их «бытовая часть» не менее красочна, чем у навязанных нам извне. Например, традиционный новый год в начале сентября может намного больше «зацепить» молодежь, чем чуждые нам Хэллоуин, День святого Валентина и прочие, - отметила Наталья Макеева.
Депутат Госдумы, председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) считает, что никакие запретные меры в этом вопросе работать не будут, однако поддержал мнение члена ОП о необходимости правильной пропаганды национальных праздников.
- Хэллоуин возник не вчера, его уже много лет вдалбливают в головы нашему подрастающему поколению через мультики и американские фильмы. И сегодня в одночасье выбить это из них просто нереально. Любые запреты вызовут только агрессию и напряженность. Также нужно понимать, что этот праздник - бизнес для ночных клубов, на Красной площади его не празднуют. Я недавно вернулся из Гонконга. Например, там с детства через мультики и компьютерные игры прививают отвращение к коррупции. Мы тоже должны действовать подобными ненавязчивыми методами и понимать, что должно пройти время, прежде чем мы увидим результаты, - подчеркнул депутат.
Прочитала Электроветер эту заметку, похихикала... Больше всего ей понравились пафосные рассуждения Макеевой о мировоззренческом коде русской цивилизации, который бедный-несчастный такой и пропадает из-за зверского Хэллоуина. И тут ей пришел на ум адекватный ответ этой культурологине, которая в вузе, похоже, культурологию прогуливала, или подобные ей предметы, так как...
Так как в основу Хэллоуина положен кельтский народный праздник Самхайн с гуляниями, наряжаниями в костюмы нечисти, стуком в окна и настойчивым выпрашиванием у хозяев всяких вкусностей, в обмен на то, что неудачи от дома отведут.
В русской и вообще славянской народной традиции был праздник, очень похожий на Самхайн, а именно - святки. Все известные элементы Самхайна, которые перешли в Хэллоуин, были и там. А именно: наряжаться в ведьм, чертей, леших и кикимор, бродить по деревне, распевая песни, стучаться в дома, славить хозяев, выпрашивать угощение, а если не дадут, грозить всяческими проклятиями, в стиле "на Новый год - осиновый гроб, кол, могилу, ободрану кобылу!"
Но это еще относительно невинно. Потом колядовщики собирались в заранее отведенной для этого избе, ели, плясали и играли в игры. Вот тут-то и начиналась самая мякотка, подробности которой не понравились бы госпоже Макеевой, уж точно...
Ведь общий лозунг святочных недель был - все, что обычно запрещено, то на святки разрешено. К примеру, пугать хозяев, рушить поленницы и разбрасывать утварь, или утаскивать ее за околицу, складывая там в неопрятную кучу, даже напиваться и стекла бить... И не только. Ой, не только :)
Я легко нашла описания святочных игр, которыми увлекались наши предки, благо на этнографических ресурсах Рунета их полно. Честно - долго думала, выкладывать или нет. Все-таки решилась, но убираю под кат, с предупреждением, чтобы дети сюда не совались. По первому требованию - удалю...
Рыбалка
В северных губерниях Европейской России была широко распространена игра «ходить с лучом», в которой обыгрывалось лучение рыбы, т. с. ее ночная ловля с острогой. Парни-«рыбаки», одетые в рубахи без пояса и белые подштанники, входили в избу. Один из них снимал штаны, задирал рубаху, становился на четвереньки, брал в руки длинную палку с берестой на конце и просовывал ее между ног, изображая приспособление для освещения реки при лучении рыбы. «Рыбаки» зажигали бересту и старались поворачивать парня гак, чтобы палка указывала на каждую из девушек-«рыб», находившихся в избе. Разбегавшихся девушек пытались с помощью метлы«остроги» согнать в одно место - «поймать рыбу». «Наловив рыбу», «рыбаки» начинали варить уху. Они вносили в избу «печку» - совершенно голого парня, вымазанного сажей, стараясь повернуть его задом в сторону девушек. Перемещаясь на четвереньках, парень пытался «сварить уху» - поймать визжавших и хохотавших девиц.
Кузнец
В избу, нанятую для беседы, вваливается толпа парней с вымазанными сажей лицами и с подвешенными седыми бородами. Впереди всех выступает главный герой - кузнец. Из одежды на нем только портки, а верхняя голая часть туловища разукрашена симметрично расположенными кружками, изображающими собой пуговицы.
В руках у кузнеца большой деревянный молот. За кузнецом вносят высокую скамейку, покрытую широким, спускающимся до земли, пологом, под которым спрятано человек пять-шесть ребятишек. Кузнец расхаживает по избе, хвастает, что может сделать все, что угодно: замки, ножи, топоры, ухваты и, сверх того, умеет "старых на молодых переделывать".
"Не хочешь ли, я тебя на молодую переделаю?" - обращается он к какой-нибудь девице не первой молодости. Та, разумеется, конфузится и не соглашается. Тогда кузнец приказывает одному из ряженых стариков: "Ну-ка, ты, старый черт, полезай под наковальню, я тебя перекую". Старик прячется под пологом, а кузнец бьет молотком по скамейке, и из-под полога выскакивает подросток. Интерес игры состоит в том, чтобы, при каждом ударе, у кузнеца сваливались портки и он оставался совершенно обнаженным.
Когда всех стариков перекуют на молодых, кузнец обращается к девушкам, спрашивая у каждой: "Тебе, красавица, что сковать? Тебе, умница, что сковать?" И каждая девица должна что-нибудь заказать, а затем, выкупая приготовленный заказ, поцеловать кузнеца, который старается при этом как можно больше вымазать ее физиономию сажей.
Довольно популярна была игра «сапоги шить». Один из парней наряжался сапожником, садился на скамейку и делал вид, что шьет сапоги. Другой парень подталкивал к нему девушку. Сапожник брал ее за ногу - «мерку снимал», а затем поднимал руку все выше и выше, на что девушка отвечала криками и бранью.
В игре «ситец мерить» парень изображал торговца, вывешивая между ног длинную морковку, и, то опуская, то поднимая ее, кричал, обращаясь к той или иной девушке: «Ну, чего тебе - атласу, канифасу, мужичьего припасу?»
Игра «в умруна» в Торопецком уезде Псковской губернии заключалась в следующем: в избу, где шла святочная вечерка, вносили «покойника». Это был парень с лицом, обмазанным мелом, с длинными торчащими зубами, сделанными из брюквы; между ног у него была закреплена скалка для раскатывания теста или длинная толстая палка. «Покойника» укладывали на пол или на лавку, прикрывая до шеи белым холстом. К нему подходили два парня в женских нарядах и начинали «причитания»:
Дорогие мои подруженьки,
Возьмите меня иод рученьки,
Подведите меня к елочке,
Накопайте живой смолочки,
Залепите тую дырочку,
Куда лазили с дубиночкой.
«Покойник» в это время поднимал вверх и опускал вниз скалку, а затем начинал хохотать. Переодетый девкой парень говорил: «Подружка, погляди, он уже дыхает», - а в ответ: «Подружка, погляди, он уже пихает!» После этого «покойник» вскакивал и набрасывался на девушек, смотревших на игру, демонстрируя, как он «пихает».