О чувствах верующих: интервью с психологом

Jun 24, 2016 09:55

Оригинал взят у bat_is_mad в Психолог: «Закон о чувствах верующих удобен для борьбы с инакомыслящими»



Вопросы набожности и безверия - очень тонкая нравственная материя. Личный духовный выбор человека часто не совпадает с доминирующей в стране религией, а скандально известный закон о защите чувств верующих смущает не только юристов. О судах над атеистами, запретах всего и вся и «православных активистах» мы поговорили с семейным психологом Татьяной Зайцевой.

-Татьяна, скажите, если это не секрет, Вы - верующая?

-Наверное, меня правильнее назвать агностиком. Я не знаю, есть ли «там» что-то или нет, и вряд ли узнаю это при жизни. Человеку свойственно сомневаться. Я признаю свое право на сомнение и вместе с этим - право другого человека верить или не верить во что-либо или кого-либо. В конце концов, это право нам дает статья Конституции о свободе совести и вероисповедания.

-Вот только на практике часто бывает иначе. Ставропольского атеиста Виктора Краснова который месяц судят за фразу «бога - нет», а в Бердске парня решили отправить в колонию за репост яко бы «богохульной» картинки… Как в обстановке возрастающего клерикализма отстоять свою позицию, но при этом не сесть в тюрьму?

-Важно осознавать и контролировать свои эмоции. К примеру, атеист может испытывать чувство гнева, видя, как отдельно взятые верующие нарушают закон. Но это не повод называть всех верующих инквизиторами или мракобесами. Критику религии или атеизма надо переводить в конструктивное русло - к примеру, организовывать митинги, писать петиции, статьи... Но уж точно не бегать за оппонентами с матом, оскорблениями или кулаками, как делают некоторые религиозные и не очень фанатики. Понятно, что молодым людям сложно сдержаться, когда в новостях пишут, что «православные активисты» что-то сломали, кого-то избили… Но вместо того, чтобы уподобляться им и переходить на язык ненависти, лучше уж обращаться в Прокуратуру или МВД. И здесь речь идет не о цензуре, а о саморегуляции, которой должен обладать любой здравомыслящий гражданин - хоть верующий, хоть не очень.

-Кстати, о цензуре «во имя спасения детишек». Недавно в Санкт-Петербурге на заседании Общественного совета по рекламе на полном серьезе заявили, что 12-летний подросток испугался нарисованного в мультипликационном стиле плаката группы «Ария», причем испугался буквально до мокрых штанишек. Как такое вообще возможно?

-Современные дети с колыбели смотрят фильмы ужасов, играют в достаточно жестокие компьютерные игры - и ничего, в обморок не падают. А главное, они пользуются интернетом, где можно найти картинки гораздо страшнее. Проще говоря, дети к 12 годам видели уже и не такое, т.к. живут в реальном мире и успешно к нему адаптируются. Поэтому складывается впечатление, что кто-то просто хочет склонить рекламщиков или самих музыкантов к банальной взятке, прикрывшись обмочившимся от ужаса школьником. Понятно, что нервная система у всех детей разная, но вряд ли найдется здоровый подросток, который не умеет контролировать свои физиологические реакции организма при виде гротескной картинки. Так что у меня две версии произошедшего: либо этот мальчик серьезно болен, либо этого мальчика не существует в природе. Его могли просто выдумать чиновники, чтобы получить дополнительную порцию денег и власти или создать прецедент. Но, к счастью, к оценке плаката хотят подключить моих коллег-психологов, так что, думаю, все будет нормально.

-А если эксперт от психологии окажется слишком уж верующим? Как Вы относитесь к «православным психологам»?

-Хочется пошутить: мол, я-то к ним никак не отношусь. Но, увы, часто встречаю таких вот «коллег» на просторах интернета. Увы - потому что психологией там и не пахнет. У них на все один рецепт: «Несчастлива замужем? Это потому, что не венчались! Проблемы в общении? А это тебе за то, что в бога не веришь». Это же банальная манипуляция сознанием! Как правило, личных приемов они не ведут, общаются по скайпу или электронной почте, но при этом за такие вот онлайн-консультации берут вполне реальные деньги. В наш семейный консультационный центр однажды пришла женщина, которой такая вот «православная психологиня» месяцами снимала «венец безбрачия» свечами, голодным постом и молитвами. Мой коллега тут же отправил посетительницу к терапевту, а потом и к психиатру, т.к. она была сильно истощена и жаловалась на голоса «бесов» в голове. При этом я знаю и нескольких психологов-атеистов, но они свое вероисповедание (а точнее, его отсутствие) почему-то на флаг не вешают. Подозреваю, что дело тут не только некой непредвзятости, но и в боязни отбить верующих клиентов, что вполне резонно.

-Обращались ли к Вам лично люди, оказавшиеся в конфликтной ситуации из-за своей веры или безверия?

-Был буквально один случай. Ко мне пришла мама 15-летнего подростка-«сатаниста». Как потом выяснилось, никакой он не дьяволопоклонник, а самый обычный неформал. Женщина на полном серьезе была уверена, что тяжелая музыка в наушниках и футболка с черепом - признак кровавой тоталитарной секты. На первый взгляд смешно, но парню было совершенно не до смеха. От него-то я и знала, что, оказывается, недавно религиозные фанатики сорвали несколько рок-концертов. Правда, на мой взгляд, там больше политики, чем религии. От этих самых «активистов» женщина и узнала, что ее сын «слушает песни ада». Она хотела в приступе моральной паники все плакаты со стен в комнате сына посрывать, но вовремя одумалась. Мне даже пришлось привлекать к нашей беседе музыковеда. Зато теперь мама вместе с сыном ходит на выступления разных групп, у них появились общие темы для общения.

-Кстати, о неформалах. Упомянутый в начале нашего разговора атеист из Ставрополя Виктор Краснов, которого судят за оскорбление чувств верующих, является металлистом. Я и сама знаю очень много металлистов-атеистов. Как Вы думаете, есть ли связь между тяжелой музыкой и неверием в высший разум?

-Думаю, есть, но она весьма опосредованная, т.к. все очень индивидуально. Тут и протест, и стремление к правде, и просто злость на тех, кто записывает и атеистов, и рокеров в сатанисты. Думаю, некоторые представители государства и церкви могут до сих пор видеть угрозу и в тяжелом металле, и в безбожии. Отсюда все эти истеричные крики: запрещать, не пускать! Понятно, что металлисты и атеисты хотят сплотиться, чтобы противостоять этому давлению вместе. Я в интернете нашла несколько пабликов, где неформалы и просто неверующие люди борются с отменами концертов, подключая  адвокатов и юристов, собирая деньги на независимые экспертизы и т.д. На мой взгляд, это и есть гражданская зрелость. Надо отдать должное и верующим людям, которые все это время поддерживают того же Краснова пикетами, петициями и открытыми письмами. Среди них наверняка есть не только рокеры, но и любители поп-музыки или джаза. Но они нашли то, что их объединяет, а не ссорит. В данном случае - это конституционные права и свободы. Люди разных взглядов одновременно поняли, что закон о чувствах верующих удобен для борьбы со всеми  инакомыслящими, вот и помогают друг другу.

Беседовала Елена Большакова, журналист, культуролог

культуролог, Ставрополь, оскорбление чувств верующих, Виктор Краснов, Елена Бэт Большакова, журналист, православные активисты, атеист, суд, Большакова Елена Андреевна, РПЦ, церковь, православный психолог

Previous post Next post
Up