http://sovok.info/tovarishhestvo-na-vere/ Несмотря на то, что Россия, согласно Конституции, является светским государством, верующим, особенно православным, в последние годы проще защитить свои права, чем атеистам. Из-за этого в обществе регулярно возникает непонимание, приводящее к открытым конфликтам.
Поводом для нового витка напряженности, прежде всего в интернете, стала ежегодная пресс-конференция митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, в которой он поделился своими соображениями об опере Рихарда Вагнера «Тангейзер» в постановке режиссера Новосибирского театра оперы и балета Тимофея Кулябина и о действиях православных активистов, которые в прошлом году сорвали несколько концертов.
Что касается оперы «Тангейзер», то после премьеры она вызвала широкую дискуссию в театральных кругах, далеких от проблем теологии. Многим постановка Тимофея Кулябина не понравилась из-за того, что она далека от классического варианта (действия в ней перенесены в современность). Другие напротив, нашли ее оригинальной и смелой. В общем, если говорить кратко, то отзывы и рецензии зачастую были полярными.
А митрополит Тихон подал заявление в прокуратуру Новосибирской области не из-за отхода от классических канонов, в которой, к слову, одной из главных героинь была древнеримская богиня Венера, а сам Тангейзер совершил паломничество в Ватикан. Претензии - к использованию в опере религиозной атрибутики, в частности распятия: «верующие возмущены. Те, кто посмотрел постановку, пишут мне письма, звонят по телефону и просят посодействовать в вопросе соблюдения закона Российской Федерации», - сообщил митрополит журналистам. Кроме того, владыка просил не оскорблять «православных активистов», которые сорвали польской группы Behemoth и способствовали отмене выступления американского рок-певца Мэрилина Мэнсона. «Не надо говорить о людях, которые борются за права человека, что они какие-то хулиганы. Это просто подтасовка фактов. Они борются за права верующих людей, и эти права есть у верующих людей. И если государство не обращает внимания на нарушение этих прав, то происходит всякая дестабилизация в обществе нашем», - заявил на пресс-конференции митрополит Тихон.
Понятно, что его точка зрения не была воспринята на ура оппонентами. В частности, о не согласии заявила культуролог, автор книги «Ваш ребенок - неформал: родителям о молодежных субкультурах» Елена Большакова: «В СМИ имеются видеозаписи и многочисленные свидетельства очевидцев, которые говорят о том, что беспорядки в “Рок-сити” затеяли именно православные активисты, а до этого они просто перегородили живой стеной вход в заведение, что само по себе уже незаконно. Ведь концерт группы Behemoth был официально согласован с властями Новосибирска». Культуролог полагает, что представители православной церкви должны говорить о доброте, терпимости, братстве и как-то по-христиански мирить людей, а не поощрять и создавать социальные конфликты в обществе. «Россия - светское государство, Конституция здесь главенствует над Библией, поэтому, если чувства верующих что-то задевает, они должны обращаться в правоохранительные органы», - считает Елена Большакова.
Уникальность ситуации в том, что, в общем-то, правы и культуролог Елена Большакова, и митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Действительно, согласно Конституции Россия - светское государство. Но при этом, верующие (без привязки к определенной конфессии), благодаря прошлогодним поправкам в УК РФ, обрели мощный инструмент по защите своих прав. Ведь закон об оскорблении чувств верующих (именно так назвали упомянутые поправки) предполагает уголовную ответственность, вплоть до срока в колонии.
Можно на ситуацию посмотреть с другой стороны. Допустим, при принятии поправок, депутаты Госдумы ссылались на то, что больше 70 процентов россиян являются православными. Подобная статистика меня всегда слегка смущала.
Приведу два примера. По официальным данным в Российской империи 90 процентов подданных исповедовали православие. В Советском Союзе было более 20 млн коммунистов, а почти 99 процентов молодежи от 14 до 27 лет состояла в рядах ленинского комсомола, то есть априори были атеистами.
Но в первом случае после революции 1917 года бывшие подданные империи сошлись в братоубийственной гражданской войне, которая завершилась победой большевиков. После чего многие служители культа были репрессированы, а церкви использовали для других целей.
А в Советском Союзе, несмотря на его мощную идеологическую составляющую, граждане с одинаковым удовольствием отмечали Первомай с 7 ноября, а также религиозные праздники. Вот мой дедушка, который был коммунистом, депутатом, делегатом партсъездов, во время курбан-байрама читал молитву за столом. А еще мы с ним ходили в гости к его коллеге и соседу Карлу, когда он отмечал Пасху.
Эти примеры говорят, что и в первом и другом случаях, многие воспринимали религию или КПСС с ВЛКСМ как формальный институт, без которого было невозможно достичь какого-либо положения в обществе. В царской России преимущественно только православные могли занять должность в органах власти, судах, армии и т.д.
В СССР, в Конституции которого декларировалась свобода совести, было трудно поступить в вузы, особенно на «идеологические» факультеты (философии или истории) молодежи не являющимися членами ВЛКСМ. Не буду напоминать, что практически все директора заводов были коммунистами.
Отсюда следует, что отсылка к тому, что подавляющее число граждан придерживается каких-то религиозных или политических воззрений, на самом деле не соответствует действительности. Люди вспоминают об этом только в случае крайней необходимости. О чем красноречиво говорит пословица: «Пока гром не грянет - мужик не перекрестится».
В любом случае современной России требуется понятная всем общенациональная идея. В лихие девяностые государство особо об этом не задумывалось, равно как и граждане. Тогда для небольшого числа основной идеей было обогащение, а подавляющего большинства - выживание. Понятно, что эти идеи объединить нас не могли.
В сытые нулевые идеей стало потребление. Народ на фоне увеличения зарплат стал активно покупать технику, машины, квартиры, ездить заграницу. Само по себе это хорошо. Даже прекрасно. Но опять же культ потребления не может и не мог стать общероссийской объединяющей идеей. Тем более, нынешний кризис показал, потребительский бум рухнул как карточный домик.
Сейчас, именно сейчас, когда мы все ищем выход из сложной экономической ситуации, нужна какая-то консолидирующая идея. В противном случае нарастающая напряженность в обществе может привести к конфликтам. И разногласия между поклонниками польской рок-группы Behemoth и православными активистами покажутся детским утренником…
Упомянутое в заголовке товарищество на вере - одна из форм ведения коммерческой деятельности. В ней учредители (полные товарищи) управляя организацией, несут ответственность своим имуществом. Остальные участники товарищества доверяют распоряжение своими взносами.
Наша страна в какой-то степени тоже является товариществом на вере. Но только под верой не стоит принимать принадлежность к определенной конфессии. И нам нужно научиться быть толерантными и не навязывать свои убеждения другим.
Ерлан Байжанов