Многие стандартные модели оценки эффективности обучения имеют существенные ограничения. Здесь я описываю свой взгляд на некоторые общие принципы оценки эффективности обучения, понимание которых, по моему мнению, позволяет обойти эти ограничения. Понимание этих принципов позволяет более успешно применять стандартные модели, а также разрабатывать
(
Read more... )
Уточните, правильно ли я Вас понял.
Вы считаете, что в обучении стоит различать целевой и функциональный подход. В рамках целевого подхода Вы в целом согласны с написанным мной, существенных возражений не имеете. В рамках же функционального подхода, на Ваш взгляд, сама логика мышления о понятии "эффективность обучения" должна быть иной. Ценность выделения целей в рамках функционального подхода, на Ваш взгляд, довольно низка, в отличие от целевого подхода. К целевому подходу Вы относите "подготовку" и "обучение", а к функциональному "повышение грамотности" и "образование". При этом эти 4 вида обучения образуют иерархию, от 1 к 4.
Если я в чем-то неправильно Вас понял, то поправьте меня, пожалуйста.
Если в целом правильно, то вот мой ответ. Описанные Вами 4 вида обучения, на мой взгляд, отличаются прежде всего сложностью формализации. Других существенных отличий между "подготовкой" и "образованием" (в Вашей терминологии) я сейчас не вижу (кстати, сами выбранные Вами термины мне не очень нравятся).
Постановку целей я воспринимаю как часть формализации. Я думаю, что даже в трудно формализуемых областях (обучение системному мышлению) полезно пытаться ставить цели. В этих случаях особенно важно осознавать и постоянно держать в голове, что цели не идеальны, даже, возможно, очень далеки от соответствия реальной ситуации. Тем не менее, даже цель, удовлетворяющая нас на 10%, лучше, чем отсутствие цели вообще. Цель повышает уровень осознанности.
Описанные Вами виды обучения полезны с точки зрения анализа сложности формализации ситуации. Но я не вижу, какую альтернативу целевому подходу они могут предлагать. Вполне допускаю, что такая альтернатива все же существует. Если у Вас она есть, было бы очень интересно познакомиться с ней.
Еще важно понимать 2 вещи:
1. Я не требую, чтобы цели были четкими. Если четкую цель не получается сформулировать, то допустима нечеткая. Эту нечеткость нужно хорошо осознавать и не забывать о ней.
2. При анализе самых сложных форм обучения очень важными станут вопросы ценностей и миссии. Через погружение в эти вопросы могут появиться радикально новые цели, сильно отличающиеся от всего, что было раньше.
Я не согласен, что целевое обучение - это "очень просто". Иногда это просто, а иногда очень сложно, и в этих случаях предложенная Вами схема перестает работать.
Любое обучение является "целевым" и любое является "функциональным".
Вот мое мнение по этому вопросу. Не исключаю, что в будущем оно может поменяться. Хотелось бы услышать Ваши мысли по поводу этого.
Reply
Leave a comment