Мои впечатления от eLearnExpo 2010

Jun 19, 2010 15:21

16-17 июня в экспоцентре проходила выставка и конференция eLearnExpo 2010.

Общая информация об eLearnExpo

На выставке представлены организации, предлагающие услуги в сфере e-learning. Выставку может бесплатно посетить любой желающий.

На конференции обсуждаются наиболее актуальные, по мнению программного комитета, вопросы, связанные с eLearning. Программу конференции в этом году можно посмотреть здесь. Посещение конференции платное (докладчикам бесплатно).

eLearnExpo проходит в Москве уже в 7 раз и является, насколько мне известно, крупнейшим подобным мероприятием в России и СНГ.

О докладчиках

Докладчиков можно разделить на 3 категории:
1. Представители корпоративного сектора ~ 19%
2. Представители академического сектора (ВУЗы, школы и др.) ~ 29%
3. Провайдеры (компании, предлагающие свои услуги в области e-learning) ~ 52%

В корпоративном секторе отдельно стоит выделить представителей крупнейших компаний, таких как Газпром, Лукойл, Русал и т.д. Они, как правило, заметно старше. И, как мне показалось, держатся несколько особняком.

Среди провайдеров выделяются иностранцы, которые рассказывают интересные вещи, но явно плохо представляют себе российский рынок.

Корпоративный сектор делает доклады либо о своем проекте e-learning в целом, либо об отдельных удачных практиках. Доклады первого типа менее интересны, так как за 15 минут толком ничего рассказать не успевают. Изредка удается вычленить из доклада отдельные неплохие идеи, но тогда уж лучше было бы сделать все 15 минут про такие идеи. А так приходится большую часть времени слушать очевидные вещи. Доклады второго типа гораздо интереснее, но их очень мало.

Докладов представителей академического сектора я посетил довольно мало. На тех, которых был, они говорили преимущественно на общефилософские темы. У меня сложилось впечатление, что они обсуждают в основном проблемы, связанные с преподавателями, а не студентами.

Провайдеры пытаются рекламировать себя. Но совсем уж напрямую это делать вроде нельзя (хотя они иногда все равно делают), поэтому они рассказывают либо о своих реализованных проектах, либо общетеоретические доклады. Первые вроде интереснее, но из них часто непонятно, что такого особенного сделал провайдер, что делает его ценным. Среди общетеоретических докладов тоже попадаются интересные. Но когда в них нет примеров реализации, то они становятся сомнительными. Инновационных идей довольно много, а примеров реализации чего-то инновационного почти нет. Напрашивается вывод, что многие могут придумать, но мало кто может сделать.

Полезность конференции

Во время конференции, когда мне что-то казалось интересным и полезным для нашей компании или для общего понимания культуры e-learning, я выписывал это в блокнот. Набралось 8 страниц. На прошлых конференциях обычно было 2-3, не больше. Может, конечно, блокноты стали меньше, почерк размашистей, а я внимательней. Но главное, все-таки, наверное, в увеличении полезности конференции. Мне она показалась более интересной чем и прошлогодняя конференция eLearnExpo, и осенняя конференция ВебСофта.

Многие в зале фотографировали слайды, я тоже подумал, что нужно было взять фотоаппарат. Но надеюсь, что организаторы оперативно разместят все презентации на сайте (в прошлом году, к сожалению, разместили не оперативно и не все).

Хотя конференция улучшается, она, все-таки, далека от действительно хорошего уровня. Свои идеи, что можно было бы улучшить, изложу ниже.

Интересно было также со многими познакомиться. Общение во время кофе-брейков иногда было даже полезнее, чем информация на самой конференции. Больше спасибо Алексею Королькову из ВебСофта, который после окончания первого дня собрал своих клиентов (и меня в том числе) в ресторане.

Отдельные интересные идеи

Интересных идей было много, выпишу здесь только некоторые:
1. Практические задания, симуляции и тренажеры в курсах должны быть построены на конкретных задачах конкретного обучаемого. Это сложно реализовать, это требует глубокого снятия потребностей как при разработке курса, так и в процессе прохождения уже готового курса, но это того стоит. Если в этом участвует тьютор, то это становится близко к коучингу, и это очень эффективно
2. В симуляциях полезно спросить у обучаемого, насколько эта симуляция, на его взгляд, соответствует реальным ситуациям
3. Обязательно нужно давать в курсах ссылки на материалы для дополнительного изучения с их подробным описанием
4. За актуальность и применимость в работе учебного материала ответственность может нести заказчик обучения (это нужно с ним проговорить)
5. Отзыв о курсе нужно вставлять прямо в курс (хотя эта идея мне самому пришла в голову несколько дней назад, когда я увидел ссылку на форум на мастер-слайде одного курса)

Были и другие хорошие идеи. А также многое, о чем мне захотелось узнать побольше, а потом, возможно, реализовать.

Новые технологии

Я услышал о некоторых интересных технологиях. Они, наверное, и ранее существовали, просто я не знал. Вряд ли буду применять что-то из этого в ближайшее время, но постепенно можно к этому прийти. Вот несколько из них:
1. У CaspianLearning есть авторское средство разработки, позволяющее непрофессионалу (без программистов и дизайнеров) разрабатывать игровую 3D-симуляцию. Результат браузерный (флеш) и может быть размещен в интранете.
2. У Adobe есть программка, которая портирует курсы, созданные в их авторском средстве Adobe Captivate, на мобильные платформы
3. В MIIT-Expert есть эвристический алгоритм автоматизированной оценки качества курса. Например, понятность текста оценивается по длине предложений и количеству слогов в словах. Сомнительная технология, но все равно интересно. Хотелось бы более подробно изучить, в чем состоят эти эвристики. Можно было бы использовать алгоритм дополнительно к оценке человеком.

Организация конференции

Качество организации заметно упало по сравнению с прошлым годом. Многим, и мне в том числе, было непонятно, где конференц-зал (приходилось спрашивать). Обедали все стоя, в страшной толкучке. Еда была холодная. Причем когда я приходил, еды каждый раз уже не оставалось, нужно было долго ждать, пока опять принесут. Большие очереди за чаем и кофе. Посуда тоже была в дефиците, один раз пришлось долго ждать, пока ее помоют. Плохо следили за временем докладов, в результате часто доклады очень затягивались. Выставку толком посетить не удалось, только быстро пробежаться по ней, далеко не со всеми поговорив, с кем хотелось. Причем и это-то получилось за счет того, что я ушел с одного из докладов. В зале, где был мой доклад, стульев не хватало, люди слушали выступления стоя. Пультов для переключения презентации тоже не хватало, но хорошо, что у меня был один с собой.

Вообще все это, конечно, не главное, но все равно неприятно. Особенно, что не удалось нормально посетить выставку.

Качество докладов

Уровень докладов был разный. Не очень понятно, почему многие докладчики так их затягивали. То ли не понимают, что нужно репетировать, то ли не считают это важным. Возможно, следовало бы сделать репетицию обязательной (в виртуальном классе с модератором), но это дополнительная нагрузка на модераторов и организаторов. Да и часть докладчиков, возможно, сильно сопротивлялась бы (впрочем, нужны ли такие докладчики?)

Непонятно, зачем многие используют мелкий шрифт, который никто никогда не разглядит с большого расстояния. Если в расчете на то, что люди будут читать, когда скачают презентацию с сайта, тогда можно было бы просто скрыть эти слайды, и на самой конференции не показывать.

Но главный, на мой взгляд, минус в том, что все очень плохо себе представляют аудиторию, которая слушает доклад. Судя по вопросам из аудитории, по надписям на бейджиках, по личным беседам, существенная часть аудитории не слишком хорошо разбирается в e-learning. Многие докладчики упоминали сложные понятия, говорили о сложных вещах, которые вряд ли многие понимали. Также странно было рассказывать об организации e-learning в ВУЗе представителям компаний и наоборот.

Во время одного из докладов по внедрению LMS модератор спросил, кто из присутствующих в зале еще не внедрил LMS (не очень корректный вопрос, так как, может быть, кто-то и не планирует ее внедрять). Руки подняли 6 человек (а всего было более 50). Интересно, а знал ли докладчик, что в зале будет всего 6 человек, которые еще не внедрили LMS? Когда я делал свой доклад, я тоже плохо понимал, кто в аудитории. Стоял и думал, кому из слушающих меня эта тема не интересна, кто никогда даже не задумается о том, чтобы использовать что-то из этого в своей практике?

Я не знаю, какой объем информации о посетителях есть у организаторов, но мне кажется, что они могли бы хоть что-то рассказать докладчикам. А еще лучше - специально собрать интересную докладчикам информацию.

О развитии e-learning в России и СНГ

Кажется естественным, анализируя содержание докладов конференции, делать выводы о развитости e-learning в России и СНГ. Но насколько точными будут такие выводы? Во-первых, не настолько много было докладов от представителей компаний и ВУЗов, чтобы по ним делать общие выводы. Во-вторых, если у кого-то нет особых достижений, то вряд ли он будет делать доклад. Таким образом, хочется предположить, что на конференции представлены именно передовики e-learning, а не средний уровень. Однако и это не совсем верно. Сбор докладов в текущей форме вовсе не гарантирует, что будут представлены все передовые достижения и лучшие практики. Мне известно несколько очень интересных проектов, которые на конференции представлены не были.

Я думаю, что текущий формат конференции и выставки позволяет сформировать неплохое представление об отечественных провайдерах. Но о развитии e-learning в целом он дает лишь поверхностное представление.

Что можно улучшить

1. Уменьшить долю докладов провайдеров
2. Активнее подходить к поиску докладчиков. Искать лучшие практики и выходить на них, просить сделать доклады
3. Проводить предварительные опросы участников конференции
4. Проводить опросы участников по итогам конференции (один сразу же, один через пару месяцев, помогла ли чем-либо конференция)
5. Выдавать участникам программу с подробным описанием докладов заранее, а не в день конференции. Чтобы можно было заранее понять, какие доклады стоит посетить.
6. Сообщать докладчикам подробную информацию о слушателях
7. Повысить уровень организации (питание, стулья, контроль времени и т.д.)

Это, наверное, основные вещи. Можно предложить и другие улучшения, но, думаю, сначала хорошо бы осуществить эти.
Previous post Next post
Up