«20 век. Бал» Сигаловой в МХТ им. Чехова. Сплошные спойлеры, иначе и поста не было бы 😄 Идея была мамина, я и слыхом не слыхивала о таком. Не много потеряла бы, если честно. По крайней мере, мигрень, уже скрывшаяся за горизонтом, не вернулась бы новым витком - теперь с левой стороны.
Если кратко, то типичная идея постмодерна: пусть зритель сам догадается. Не будем вкладывать ему в клювик идею, смысл, что хотел сказать автор и прочие глупости. В итоге каждый видит что-то своё, понимает по-своему, никакого общего ясного мнения нет. Всё, как вы любите.
А что для вас театр? А что для вас история? А что для вас Россия? А что для вас хорошо? Плохо? Здравствуй, хаос!
Спектакль без слов, совокупность музыки, телодвижений на сцене, спецэффектов (на вас едет ревущий поезд - и сбивает вас с ног и вы лежите под брюхом поезда, который несётся по вам дальше, на галёрку - спасибо роликам в ютьюбе «что делать, если вы попали под поезд метро»😄) создаёт настроение. Два акта состоят из сценок, каждая - портрет той или иной страницы в истории России. Начиная с революций начала 20-го века и до… счастливого финала.
Только почему-то каждая сценка не просто с ложкой дёгтя, порой это 100% чернуха, но и светлые страницы нашего прошлого уже не такие светлые. Можно понять период НКВД, где чекисты нападают на приличных граждан и по очереди насилуют женщин и убивают их мужчин (аристократию добивают? Чёрт их знает), но даже Гагарин представлен, как: счастливая парочка на свидании, крики «советский человек полетел в космос», демонстрация молодёжи с портретами Гагарина, и парень бросает свою девушку и увлекается другой, видимо, более идейной, из толпы 😄
В чём замысел автора? В жизни нет абсолютного счастья? Девки, не теряйте бдительность в местах скопления народа?
Ещё один момент - почти весь аудиоряд состоит из западной музыки. От времён НЭПа до наших дней. И это капец как странно - у нас не было своей музыки, кроме блатных песенок а-ля «А наш притончик гонит самогончик»? Элвис Пресли, Битлз и прочее - это канеш прекрасно. Но разве именно их творчество является портретом советского общества тех времён?
Нет, был, конечно, и «До свиданья, наш сказочный мишка» в сцене про Олимпиаду - на фоне чего менты вязали фарцовщиков. Была Пугачева и Кузьмин как иллюстрация вокзала, где менты гоняли проституток и брали взятки у сутенеров.
Отдельной строкой - громкость музыки. Это полный капец. Как будто постановка для слабослышащих.
Хотела уйти после первого акта. Но мама же… ладно, остались. И хорошо. Ибо во втором акте историю России представлял Майкл Джексон - и актеры реально танцевали его хореографию с лунной походкой и этим наклоном к полу. И роскошный режиссёрский ход - после почти трёх часов жестяной жести… вдруг… внезапно… когда её совсем не ждёшь…
На экране над сценой возник флаг России… Кремль… Ельцин!!! И СКАЗАЛ ОН: я… ухожу! И хочу попросить у вас прощения…
Они вырезали слово «устал», оставили там паузу, и это прям сработало. Ржали как кони. Аплодировали стоя. И только с расстояния в 25 лет такие слова начинают играть смыслом. Да, не зря он просил прощения. Он знал. А мы - нет. Только сейчас начали догадываться. И то - не все.
И снова зажёгся экран. И флаг. И Кремль. И Путин такой молодой, ещё совсем нам не знакомый. Смеющийся. «Сейчас я, как и вы, хотел быть дома, с семьёй и друзьями, но что-то пошло не так и вот я здесь! Начинается новая эра! Новая эпоха! Поздравляю вас с новым тысячелетием!»
И шёпот вокруг «я совсем не помню эту речь» - а кто смотрел на него тогда? Кто мог предположить?
Спасибо этим трём эпизодам. В принципе, если бы спектакль состоял из Джексона, Ельцина и Путина, было бы радостнее. Я вполне могу обойтись без вокзальных проституток, изнасилованных барышень, не отпускающих на войну истеричных баб, кривляк эпохи НЭПа, разгула преступности и других радостей жизни. Без меня!
В целом - потрясающая работа! Актеры, костюмы, спецэффекты, психологическое воздействие на зрителя… жаль, что это было потрачено именно на этот спектакль. Уже потом я прочла, что ощущение не обмануло - всё-таки калька с западного детища, с номинанта на Оскар. Всё как обычно.
Вы видели девушек эскорта лухари? Потрясающих ухоженных фей со свободными языками, манерами, безупречной реакцией и умением найти выход из любой ситуации, сделать вас счастливыми за пять минут беседы? Вот примерно такое же ощущение. Потрясающая работа, отличное качество, но…
Пойду-ка я седня в кино схожу. На Хью Джекмана и Энтони Хопкинса. Чтобы без сюрпризов.