8 августа 1999 года, преставилась настоятельница обители святителя Иоанна Максимовича, схиигумения Иоанна (Санина).
Матушка прожила довольно долгую яркую жизнь. И что в ней было больше: радостей или скорбей - сказать трудно. Но эта жизнь - свидетельство и того, как могли жить люди, не сломившиеся и не растерявшие то духовное богатство, тот драгоценный бисер, ради которого евангельский купец продает все, чтобы его приобрести.
Схиигумения Иоанна (Санина) родилась в селе Новая Маячка в Херсонской области в 1917 году, кроме неё в семье еще были две девочки. Семью отличали благочестие, трезвость и как следствие этого, материальный достаток. Отец будущей матушки, Афанасий, был религиозным человеком, который начинал и заканчивал день молитвой. Благочестием отличалась и его супруга, мать схиигумении Иоанны, Анастасия, впоследствии монахиня Агния.
Время было сложное для всех, но для верующих это время было еще отягчено тем, что в своем безумии строить «светлое будущие» без Бога и попов, советское правительство делало невыносимыми условия жизни верующих. С одной стороны, оголтелая антирелигиозная пропаганда с массовыми закрытиями церквей, а с другой, обновленческий раскол, выразившейся в искажении церковных богослужений, в переходе на григорианский календарь и в реформе церковных праздников, когда исключили празднования памяти святых, происходивших из «буржуазного, эксплуататорского класса», благоверных князей, например. Эта церковное движение поощрялась властями. Точно так, как и сегодня властями поддерживается Московская Патриархия.
В семье серьезно и ревностно относились к церковным вопросам, и родители были преданы патриаршей Церкви. Когда обновленческий священник пришел с молитвенным визитом в дом Саниных, он не был ими принят. Это было началом крестного пути семьи Санининых. Обновленческий священник поспешил к властям предержащим с доносом, о неблагонадежности Саниных по отношению к существующему социалистическому строю, и новой живой, советской церкви. Семья Саниных пережила раскулачивание и в дальнейшем жила по евангельскому наставлению: гонят в одном городе бегайте в другой. Так началось странствование, но и это не спасло их от тюремного заключения.
Ныне здравствующая игумения Александра (Федченко) вспоминает: «Я, грешная игумения Александра, с матушкой Иоанной знакома с 1965 года. Тогда она была монахиней Серафимой. Она была весьма трудолюбивой и требовательной и к себе и к другим. Она всегда неопустительно соблюдала монашеское правило, какой бы она не была уставшей, она его исполняла добросовестно, как и пост. Почто пришла еси - постнического жития хощу. Захотела, - выполняй свое обещание. Она всегда говорила нам всем: будьте трезвенны, молите Бога о даровании вам рассудительности, потому что простота хуже воровства. Они были взяты в тюрьму из- за своей простоты. Они думали, что все кто приходят к ним в дом хотят спасения души. Когда перед Пасхой у них служил ночью Литургию отец Марк, к ним пришла добродушная соседушка и попросила: « Можно я с Вами помолюсь?» А матушка Агния (мама матушки Иоанны) и разрешила. А соседка оказалась предательницей и была специально приставлена, чтобы выслеживать, кто к Саниным приходит и что у них делается. Всех и забрали в тюрьму, как врагов народа. Впоследствии передали семье Саниным другие заключенные, что отца Матушки Иоанны, Афанасия, на допросе сильно били, с особой жестокостью, от этого их отец и скончался в тюрьме.»
Матушка Иоанна работала в школе и содержала материально катакомбную общину и была её душой. В 1948 году за членство в катакомбной Церкви она была арестована. Незадолго до ареста ей было предсказание об этом от прозорливого старца Феодосия из Минвод. Морально матушка уже была к этому готова. Но приговор звучал страшно - расстрел. К счастью, он был позже заменен 25-ю годами лишения свободы. Матушка рассказывала, как, повышая на неё голос, следователь кричал: «Ты почему не признаешь нашу советскую церковь? » А матушка отвечала, что она верует и признает только святую соборную, апостольскую Православную церковь.
Путь на Голгофу для заключенной Саниной начался на строительстве дороги для туристов на Эльбрус: тяжелый, изнурительный труд и разряженный воздух, и обморожение рук. Затем отправка на строительство Волго-Донского канала. Здесь в лагере матушка была утешена чудом. В стороне от площади, на которую выстраивали заключенных, росла старая береза, то ли её ветви сломал ветер, то ли сами заключенные, но лагерное начальство дало указание опилить изуродованные ветви дерева. Когда же приказание было исполнено, то для заключенной Саниной на спиле березы предстал образ Пресвятой Богородицы. Это утешительное явление продолжалось достаточно долго и прекратилась в год смерти Сталина. Когда собранным на плацу заключенным при гробовом молчании было объявлено о смерти вождя народов Сталине, зарыдала только одна заключенная - Санина. Многие ей потом выговаривали: как ты могла о нем рыдать? Плакать о нашем палаче. « Я же ,- говорила матушка ,- плакала от радости, заканчивались наши мучения за этой колючей проволокой. Я знала, что все равно нам не дадут спокойно жить и молиться, но все же это будет за пределами этих бараков и колючей проволоки».
Матушка отсидела 7 лет.
В местах заключения, не сломленные духовно священнослужители, верующие находили друг друга и уже на свободе сообщались друг с другом, собирались на молитву. В открытые Сталиным храмы Московской патриархии эти верующие не ходили.
Постепенно сестры обжились и обстроились на Кубани, выбрав станицу, в которой не было действующей церкви, памятуя, что священники, прихожане открытых храмов доносят о тех, кто не ходит в церковь, доносили о тех, кто ходил в официальную церковь и кто не ходил. В станицу Ахтырскую, Абинского района Краснодарского края они тайно привезли своего духовника, отца иеромонаха Серафима (Голощапова). В целом станичники оказались людьми сострадательными и внимательными. Несмотря на трудности и слежки, никто не выдал ни священника, проживавшего в станице без паспорта и, естественно, без прописки, ни молитвенных собраний, на которые собиралось до ста и более человек. Казалось, что никто не знает ни о батюшке, ни о монахинях, проживающих в станице. Но когда скончался отец Серафим, то на его похороны собралось множество малознакомых людей, посчитавших своим долгом проводить в последний путь всея земли отца иеромонаха Серафима.
Свой первый постриг, рясофор, Лидия Санина приняла в 1960 году с именем Людмила. Постриг совершал отец Серафим. Постриг малой схимы, мантии был в 1974 году. Пострижение совершал отец иеромонах Тихон. Последним духовником был петербургский батюшка отец Михаил Рождественский. « Причащаться ездили в Петербург или в Сухуми или в Очимчири, куда приезжал по осени отец Михаил,» - рассказывает игумения Александра (Федченко).
О жизни матушки Серафимы вспоминает владыка Феодор: «Матушка Серафима появилась у нас в Суздале в 1991 году. Она не открывалась, кто она и для чего приехала. Она осмотрела Цареконстантиновский собор. Присутствовала за богослужением и после того, как она услышала, что в храме не поминают имя Патриарха, а поминают митрополита Виталия, тогда она открылась, кто она и с какой целью приехала в Суздаль. Матушка была очень общительным человеком, открытым, много знала и могла побеседовать с человеком и посоветовать. Она была для всех нас духовной старицей.
Может быть в полной мере мы тогда и не осознавали этого, но по прошествии десяти лет без неё с каждым годом понимаешь, каким достойным человеком была покойная матушка, рассудительной собеседницей и трезвомыслящим человеком глубокой религиозности. Потом мы узнали, что чиновникам было поручено через агентов влияния среди катакомбников, используя их осторожность, посеять недоверие к матушке Серафиме и её суздальскому выбору. Но поколебать матушку Иоанну было не возможно. Она проявила постоянство в своем решение остаться в Суздале. С уважительным благоговением относилась матушка к Владыке Валентину, а сама среди прихожан Цареконстантиновского собора пользовалась непререкаемым авторитетом.
Матушка не верила объявленным свободам и возможности молиться в открытых храмах. Она говорила, что это все временно, (ныне её слова подтверждаются: храмы, в которых молилась матушка Иоанна, теперь вновь забирают безбожники).
Как-то по прошествии трех лет после ее переезда в Суздаль, увидев её в задумчивом виде в трапезном Скорбященском храме, я спросил: о чем думаете, матушка? - «О, великой милости Божией, - ответила она. - Ведь мы уже три года молимся, ведь три года. И нас не выгнали! Не посадили! Неужели нам дана такая радость.»
Покойная матушка жила церковной жизнью, внимательно следя за всеми церковными проблемами. Она одна их первых увидела отступление Зарубежной Церкви от того истинного пути, которым до этого она шла. Она была разочарована встречей и беседами с архиепископом Лавром, когда тот был в Суздале. Она переживала за его готовность идти на компромисс с Московской Патриархией. Она обратила внимание, что архиепископ Лавр неправильно складывает персты для крестного знамения и искажает осенение себя крестом. Она удивлялась, почему этого не увидели и не уразумели в других общинах. Она часто повторяла слова евангельские, что неверный в мале, во многом будет неверен.
Когда к ней приехал с Кавказа отец теперешнего владыки Владимира (Целищева) (РПЗЦВ) Алексей с целью убедить её покинуть Суздаль, матушка достаточно твердо ответила, что она думает и о Синоде Зарубежной Церкви и его секретаре архиепископе Лавре. « Я видела своими глазами и слышала своими ушами. Из Суздаля я ни ногой. Владыка Валентин - наш страдалец и наш духовный отец» - сказала она им. «Неужели они там, в Америке не видят, куда плывет церковный корабль, они как очарованные», - говорила матушка. - Она переживала, что Алексей Целищев был в их общине, а теперь они разделены. Она стремилась поддержать всеми силами любое церковное мероприятие, стремилась поддерживать своего духовного отца епископа Валентина.
Она ужасалась, когда читала об открытых монастырях МП, где описывались ведение хозяйства, восхвалялась вкусная и здоровая монастырская пища. Она говорила, что монастырь - это не колхоз, и не главное в монастыре хозяйство, строения и прочее сопутствующее им благополучие. Монастырь - прежде всего молитва и подвиг. Согласие между сестрами и старчество, старчество в понятии не только духовного мудрого руководителя, но и присутствия пожилых монахинь, дабы они могли научить чрез свои немощи молодых терпению, смирению и состраданию. Внешне румяно яблоко, а внутри гниет.
В 1997 году матушка игумения пишет открытое письмо митрополиту Виталию, в котором, выражает всю боль своего верующего сердца: «Ужасно, если с Вашим именем будет связано прекращение существования возглавляемой Вами Церкви, и она станет посмешищем для торжествующих победу над Православием, придатком церкви еретиков - Московской патриархии». Но ответа на письмо не было.
Матушка Иоанна мечтала войти в исторические стены Ризоположенской обители. Уже казалось, что это событие состоится. Депутаты Суздальского Горсовета поддержали передачу зданий Ризоположенского монастыря Суздальской епархии, и даже местная газета опубликовала сообщение об этом в очередном номере. Но решение депутатов в силу так и не вступило. « Я получила, на старости лет от «красных» сестер достойный их духовного отца митрополита Сергия, отпев.- сказала матушка. - Вы что обители захотели? Не видать Вам её, матушка, как своих ушей. Вы ничего не получите!»
Действительно, ни матушка, ни её сестры ничего не получили. «Когда же снимут они свои красные сапоги?- сокрушалась матушка.
Уже тяжко болея, матушка пишет духовное завещание сестрам и всем, кто проявит свое участие в деле своего душевного спасения. В этом послании она предупреждает, что « московская патриархия подавляет, уродует, духовно узаконивая беззаконие. Это происходит незаметно, каплю за каплей духовного яда изливает она в сознание православных людей. Внутреннее заменяется внешним ».
Семь лет прожила она в Суздале, семь лет горел её яркий молитвенный светильник. Примечательно и то, что семь лет она провела за колючей проволокой. Семь лет её страданий в лагерях за Истину и Православие были восполнены по Промыслу Божию семью годами открытого служения Богу и людям в Суздале.
Ранним летним утром в 4 часа 8 августа после тяжелой и продолжительной болезни схиигумения Иоанна отошла к Господу. Погребение совершалось Архиепископом Валентином в праздник Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, Заступницы и всеблагой Одигитрии (Путеводительницы), которая так часто помогала почившей игумении в ее многотрудной жизни.
Прошло уже десять лет, как нет среди нас в Бозе почившей приснопамятной схиигумении Иоанны. Что собой представляют эти десять лет в сравнении с вечностью? Ничто. Пред Богом один день, как тысяча лет. Но для нас, ограниченных временем и местом, десять лет - это отрезок прожитых дней жизни, когда мы сами приближаемся к вечности, идя к ней своей чредой. Это время потерь и приобретений. Это время суда нашей совести и время испытания нашего сердца. Поэтому так необходима нам молитва об упокоении усопших. Свет церковных молитв озаряет не только землю, но и глубины ада. В заупокойных молитвах - утешение усопшим и назидание живым. Это плачь о бренной нашей жизни с её греховными проявлениями, но в нем слышна и надежда.
Не забудем последние слова из духовного Завещания матушки игумении: «Не уклоняйтесь ни вправо, ни влево, идите путем, завещанным нам Господом. Этот путь приведет Вас к вечной жизни, в Царствие, обещанное нам Богом».
Вечная память почившей схиигумении Иоанны!
ПРИХОЖАНИН.
http://www.rpac.ru/article/258/ Click to view