Пасха Христова и жизнь народа
Христос Воскресе!
И какое сердце не встрепенется при слышании этого приветствия. Особенно радостно волнуется душа человеческая, когда ночью в полуночной темноте при мерцании свечей, при трезвоне колоколов после того, когда крестный ход обойдет храм и раздастся перед закрытыми дверями храма радостное пение: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущем во гробех живот даровав!».
Радостное волнение пройдет по огромной толпе собравшегося народа на улице около храма. Затем крестный ход с пением входит в храм, где будет продолжаться только что начавшаяся Пасхальная Заутреня. Что может быть радостнее, торжественнее и содержательнее Пасхальной Заутрени? И как поется в каноне пасхальном: «Яко воистину священная, и всепразднственная сия спасительная нощь и светозарная, светоносного дне востания сущи провозвестница»(тропарь 7 песни канона). «Смерти празднуем умерщвление, адова разрушение, иного жития вечного начало»(тропарь 7 песни канона). «О, Пасха! Избавление скорби!»«смерть побеждена и жизнь жительствует», и в порыве радости: «друг друга обнимем, скажем: братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением» (стихиры Пасхи).
В конце заутрени читается Огласительное Слово святителя Иоанна Златоустого. Святитель призывает всех насладиться светлым и прекрасным торжеством радостной Пасхи. Все, кто трудился для Господа в полную меру своих сил и возможностей, а также кто хотя бы и не много потрудился - все будут почтены от Господа.
И как говорит святитель: «И последнего милует и первому угождает, и дела принимает, и намерения приветствует, и делания почитает, и рассуждения хвалит. Посему войдите все в радость Господа Своего: и одни, и другие принимайте награду. Богатые и убогие, ликуйте друг у друга. Воздерженники и ленивые почтите этот день. Постившиеся и не постившиеся - возвеличьтесь сегодня. Трапеза полна, все наслаждайтесь пиром веры: принимайте все богатство благости. Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Угасил ее Держимый ею. Пленил ад Сошедший во ад».
Вся пасхальная служба исполнена радости и торжества победы жизни над смертью, света над тьмой, добра над злом. Эта радость усугубляется с чувством победоносной и ликующей весны. Подобно тому, как солнце своим животворным теплом и светом оживотворяет темную землю, из которой начинают произрастать зелень и цветы, так душа человеческая, исполненная пасхальной радостью, забывая свои грести и печали, расцветает любовью ко всем людям и ко всему творению Божию. Радость жизни в победе над смертью сливается с радостью пробудившейся природы и как море волнами ходит по земле, сливаясь с церковным песнопением: «Христос воскресе из мертвых…» И звуки этого песнопения так часты, что кажется, певчие в церкви не в силах петь уже иные слова, а только эти, потому что в них все сказано.
В конце пасхальной заутрени происходит христосование, которое сначала начинается в алтаре, затем переходит и в храм. Во время пения стихир Пасхи, как бы в соответствии словам: «друг друга обымим» начинается взаимное лобзание с приветствиями: «Христос Воскресе!», «Воистину воскресе!». Это христосование, то есть лобзание друг друга с этими приветствованиями, начавшееся в храме, продолжается и вне храма, и люди, придя домой, христосуются со всеми домашними, которые не были в храме. Так пасхальная радость вместе с христосованием разносится из храма и передается тем, которые не слышали пасхальной заутрени.
Это радостное пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов (Лук. 24.14, 34), в котором они, когда внезапно пронеслась весть о воскресении Христовом, с изумлением и радостным восторгом спрашивали один у другого: «Христос Воскресе!» отвечал один другому: «Воистину Воскресе!» Взаимное лобзание есть выражение любви и примирение друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и воскресением Иисуса Христа. Произносимые возглашения: «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!», выражая со стороны одного радостное исповедание христианской веры, - со стороны другого встречают подтверждение того же несомненного упования спасения жизни вечной, дарованной нам за нас пострадавшим и воскресшим Иисусом Христом. В этих кратких словах заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. И как говорит митрополит Московский Филарет Дроздов: «Вот почему это возглашение, столь знакомое и ежегодно бессчетное число раз повторяемое, однако, всегда когда слышатся нами, поражает наш слух всею силою новизны и значением как бы какого вышнего откровения. Как от искры, от этого возглашения верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа».
Мне вспоминается, как один очевидец рассказывал, как в двадцатые годы, происходили диспуты между верующими и неверующими. Он рассказывал: «Это было на пасхальной неделе в одном небольшом городе. Приехал один пропагандист, атеист с целью устроить диспут в клубе. Когда собрался народ, пропагандист попросил, чтобы пригласили на диспут священника. Священник пришел, взошел на сцену и обратившись к народу, громко сказал: «Христос Воскресе!». Вся публика, находящаяся в клубе, как один человек ответила: «Воистину Воскресе!» После этого священник, обратившись к пропагандисту, сказал: «О чем мы будем спорить, если Христос Воистину Воскрес». На этом и диспут закончился.
При христосовании, при пасхальном приветствии, обычно верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо, вообще, есть символ жизни. В данном случае яйцо служит для нас символом воскресения Иисуса Христа. Подобно тому, как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая была сокрыта, - и Христос, лежащий во гробе, как мертвец, восстал из этого жилища смерти и тления. Вместе с этим яйцо является прекрасным символом и нашего возрождения в жизнь будущую. Как из яйца рождается живое существо и начинает жить полною жизнью. Когда освобождается от скорлупы, заключающийся в ней зародыш, так при втором пришествии Иисуса Христа на землю и мы, отбросив все тленное здесь, где имеем уже зародыш и начало вечного бытия, силою воскресения Христова, возродимся и воскреснем для другой жизни.
Далее, яйцо знаменует наши два состояния: настоящее и будущее. С одной стороны, как в яйце, содержащем зачаток будущего существа, уже проявляется жизнь, но неполная, несовершенная; так и мы при настоящем земном состоянии не вполне достигаем удовлетворения свойственных нашей душе высших стремлений к истине, добру и счастью; с другой же стороны, как существо, вышедшее из яйца, начинает жить полной жизнью, удовлетворяя различные свои потребности, так и мы после воскресения вступим в совершенную жизнь, где ум наш познает Истину лицом к лицу, воля достигнет высшего нравственного развития, и чувство будет наслаждаться нескончаемым блаженством. Окрашенное красною краскою яйцо напоминает нам о том, что наша жизнь приобретена Пречистою Кровью Иисуса Христа. Тот же цвет, принадлежа к светлым цветам, является знаком нашей радости о победе Иисуса Христа над смертью, об Его воскресении из мертвых и свершении Им дела нашего искупления. Обычай взаимного обмена яиц, по сохраняющемуся в Православной Церкви преданию, обязан своим началом святой Марии Магдалине, которая поднесла Римскому императору красное яйцо с приветствием: «Христос Воскресе!»
Праздник Пасхи у нас на Руси представлял самое радостное и торжественное празднество. Колокольни церквей в этот праздник не закрывались, и желающие звонить или трезвонить заходили на колокольни и звонили или трезвонили, сколько хотели. Пасхальный звон или трезвон не умолкал. Можно себе представить, какой праздничный звон был в Новгороде, где до революции было больше пятидесяти церквей и четыре монастыря в черте города, и везде были колокольни и везде звонили и трезвонили.
В каждом приходе священник после окончания церковной службы, и после подкрепления пищей и короткого отдыха ходил с иконой по домам с пасхальным молебном, славил Воскресшего Христа. Священника обычно сопровождали певчие, которые пели пасхальные песнопения на улице и в доме, куда заходили. Вся жизнь наших русских людей была тесно связана с церковью и поэтому праздники церковные, особенно Пасха, были тесно связаны с праздником каждого русского человека.
Наши предки обставили этот праздник особенными верованиями и обычаями. Праздник весны и пробуждение природы, соединяясь с великим религиозным пасхальным торжеством, дает ему особую прелесть и обстоятельность: природа в это время по народному убеждению, как бы сочувствует воскресению Христову и выражает эту радость в своих явлениях. Так, наши предки вполне были уверены, что в Светлое Воскресение вспышка утренней зари на востоке небосклона бывает краснее, розовее, чем в другие дни, что солнце при своем восходе трепещется и играет.
В древней христианской церкви праздник Воскресения Христова посвящался, по преимуществу, делам милосердия и благотворительности. У нас на Руси во время Пасхи государи посещали больницы, богадельни, пленных иностранцев, колодников и с Пасхальным приветствием наделяли их одеждою, деньгами, пищею. Вообще, всю пасхальную неделю наши предки посвящали Богомолью и добрым делам, они посещали монастыри и щедро раздавали милостыни нищим и увечным, и всю Пасхальную неделю со стола не убирали различные кушанья, радушно угощая всех приходящих в их дом.