https://bogoslov.ru/article/6176448 Архиерейский собор 1961 года по материалам церковной печати и воспоминаниям его участника архиепископа Павла (Голышева)
8 декабря 2022
Статья доктора исторических наук, доктора церковной истории, доцента, начальника отдела докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия протоиерея Алексия Марченко и аспиранта исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Никиты [Spoiler (click to open)] Алексеевича Марченко посвящена проблемам соборной деятельности Русской Православной Церкви в ХХ в., рассмотренным в контексте церковно-государственных отношений в СССР, в период хрущевских гонений 1958-1964 гг. Используя материалы церковной печати - публикацию соборных деяний в Журнале Московской Патриархии и документы личного дела архиепископа Павла (Голышева) из фонда «Совет по делам религий при Совете министров СССР» Государственного архива Российской Федерации, авторы рассматривают события, связанные с организацией и проведением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г. В центре внимания авторов оказалась протестная реакция отдельных епископов: архиепископа Ермогена (Голубева) и епископа Павла (Голышева) - на приходскую реформу, противоречившую по своему существу и методам проведения в жизнь каноническим нормам.
Соборная деятельность Русской Православной Церкви в СССР представляет собой чрезвычайно важную и малоизученную проблему. Известно, что со времен Поместного Собора 1917-1918 гг. Русская Церковь, оказавшись в условиях несвободы и почти не прекращающихся гонений со стороны советской безбожной власти, практически была лишена возможности свободно реализовывать свое соборное начало и открыто выражать суждение по всем волнующим ее членов вопросам государственной, общественной и церковной жизни. Однако соборная жизнь Русской Православной Церкви в советском государстве не прекратилась. Она была возобновлена в годы Великой Отечественной войны и ознаменовала собой возрождение русского православия в рамках, дозволенных правительством СССР и лично главой советского государства И. В. Сталиным. Известно, что все Поместные и Архиерейские Соборы советской эпохи, проходившие в период с 1943 по 1988 гг., вели свою работу под строгим контролем государственного органа - Совета по делам Русской православной церкви (с 1965 г. Совета по делам религий) при СМ СССР и, в сущности, не предусматривали свободного выражения мнений и волеизъявления их участников. Все решения этих Соборов были заранее проработаны и согласованы с гражданской властью. Однако среди всех соборных деяний советской эпохи были и такие, которые едва ли вписываются не только в канонические рамки, но и в рамки приличия, свойственного дипломатическому взаимодействию между Церковью и государством. Одним из таких событий в жизни Русской Православной Церкви стал Архиерейский Собор 1961 г., состоявшийся 18 июля в Троице-Сергиевой лавре. Формально Собор был приурочен к дню памяти прп. Сергия Радонежского. Причиной его созыва стала необходимость церковной легитимизации приходской реформы, проводимой руководством Московской Патриархии под давлением гражданской власти.
18 апреля 1961 г. Священный Синод принял журнальное постановление «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни». Оно требовало от священников, занимавших должности настоятелей, передать административные полномочия исполнительным органам приходов, состоящим из мирян. В результате священнослужители оказались полностью отстранены от финансово-хозяйственной деятельности религиозных объединений. Однако данное требование соответствовало только действующему государственному законодательству - постановлению ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях» 1929 г. С церковно-канонической точки зрения оно выглядело совершенно незаконным, так как главенствующее положение священника в приходе было прописано в разделе IV «О приходах» важнейшего документа - «Положения об управлении Русской Православной Церкви», принятого в 1945 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Таким образом, задачей Собора 1961 г. стало устранение этого формального противоречия путем внесения поправок в «Положение об управлении».
О Соборе 1961 г., ставшем одним из знаковых событий эпохи «хрущевских гонений» на Русскую Православную Церковь, писали в своих трудах отечественные исследователи М. В. Шкаровский[1], О. Ю. Васильева[2], протоиерей Владислав Цыпин[3], характеризуя данный Собор как насильственную, в сущности антицерковную акцию советского правительства. Характерно, что зарубежные авторы дают более категоричные оценки этого церковного мероприятия. Они полностью отрицают каноничность Архиерейского Собора 1961 г. Например, А. Краснов-Левитин писал: «Даже обновленческие соборы 20-х годов, не признаваемые нашей Церковью, все же имеют более каноническую видимость»[4].
Исследователи Д. В. Поспеловский и Г. Штриккер вообще отказываются называть его «собором» и употребляют по отношению к нему выражение «созыв архиереев, который был декларирован в качестве Собора Архипастырей Русской Православной Церкви»[5]. Архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) называет его «архиерейским совещанием», на которое не были приглашены епископы заграничных епархий[6].
Источники
1. Василий (Кривошеин), архиеп. Поместный Собор Русской Православной Церкви и избрание Патриарха Пимена. СПб., 2004.
2. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. Р-1204. Оп. 4. Д. 158.
3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). ф. 6991. Оп. 7. Д. 173.
4. Собор епископов Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 8. С. 5-29.
5. Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. М., 1995.
Литература
1. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004.
2. Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 гг. М., 2002.
3. Краснов-Левитин А. Э. В поисках Нового Града. Воспоминания. Тель-Авив, 1980. Т. 3.
4. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.
5. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1997. М., 1997.
6. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах. М., 1999.
[1] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах. М., 1999.
[2] Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004.
[3] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1997. М., 1997.
[4] Краснов-Левитин А. Э. В поисках Нового Града. Воспоминания. Ч. III. Тель-Авив, 1980. С. 431.
[5] Цит. по: Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. М., 1995. Кн. 2. С. 26; Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. С. 290.
[6] Василий (Кривошеин), архиеп. Поместный Собор Русской Православной Церкви и избрание Патриарха Пимена. СПб., 2004. С. 57.
[7] Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время… С. 76.
[8] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1997… С. 392.
[9] Автобиография и анкета епископа Пермского и Соликамского Павла (Голышева Евгения Павловича) // ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 4. Д. 158. Л. 14-19; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 309.
[10] Личные дела высших служителей культа: Павел (Голышев Евгений Павлович), архиепископ Новосибирский // ГАРФ. ф. 6991. Оп. 7. Д. 173. л. 73.
[11] Краснов-Левитин А. В поисках Нового Града. Воспоминания. Ч. III. С. 432.
[12] Собор епископов Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 8. С. 6.
[16] Собор епископов Русской Православной Церкви. С. 17; Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1997… С. 392.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44202\21.
Источник: Марченко А. Н., Марченко Н. А. Архиерейский Cобор 1961 года по материалам церковной печати и воспоминаниям его участника архиепископа Павла (Голышева) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 39. С. 292-303. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-39--303