Отпадение человека от Бога
протоиерей Иоанн Малинин
Разрыв прямого общения с Богом произошёл у адама с его помощницей в Едеме (Быт.3:23). Они не справились с искушением (испытанием) их любви и доверия Творцу. Они впали в нарушение любви к Тому, Кто дал им жизнь, следовательно, к Родителю, не требующему от своего ребёнка никакого возврата принятой отеческой заботы (Пс.15:2) и попечения о нём.
Они, проявив жажду опытного познания, бессознательно отвергли ведение - путь духовного (интуитивного) прозрения, который был дан адаму при его сотворении (Быт.2:19,20). Они прибегли к опытному (прикладному) познания мiра, вкусив плоды древа, сотворённого для различения тонкостей граней добра и лукавства (Быт.2:9).
Таким (этим) способом, как дерзновенный ребёнок, нарушающий запрет родителей, данный ему, для его же безопасности, они нарушили Божественное смотрение о человеке (Еф.1:9,10; Еф.3:9) или Промысл Божий, Домостроительство, о мiре и человеке, изменив, своим поведением, развитие мiра во время покоя Творца (Быт.2:2,3).
Вступив на путь пренебрежения Отеческим руководством Божественного смотрения и Божественного попечения о себе, адам услышал от Бога и Творца: «яко послушал еси гласа жены твоея и ял еси от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял еси: проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего: терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву селную: в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси: яко земля еси, и в землю отъидеши» (Быт.3:17-19).
[«за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:17-19)]
Приняв внутрь себя плод древа «еже разумети доброе и лукавое» (Быт.2:17), адам вместо разумения добра и лукавства инфицировался лукавством. Так плод, данный человеку в помощь различия и предназначенный для определения граней добра и лукавства, отравил младенствующего человека (Гал.4:3) и лукавство возобладало над ним человеком, который был млад по опыту духовной жизни (Гал.4:3), а он, человек, был отправлен в материальный мiр для управления им (Быт.1:28; Рим.8:22,19-21).
Творец и Создатель Бог предпринимает изоляцию человека от творений, пребывающих в раю Едема. И инфицированный, заражённый лукавством адам лишается древа жизни через изгнание, он был изринут1, выброшен «из рая сладости» (Быт.3:23,24), чтобы лукавство (Быт.2:17) не оставалось вечным (Быт.3:22), так как Адам сотворён для вечности. Произнесён приговор плотскому адаму: «возвратишися в землю, от неяже взят еси: яко земля еси, и в землю отыдеши» (Быт.3:19).
И Адам с помощницей обретают смертность (Быт.6:3), как и было ему сказано прежде: «в оньже аще день снесте от него (древа) смертию умрете» (Быт.2:17), после извержения они оказались во враждебным им мiре, находящимся во власти князя мiра сего.
1 изринут - от изринути, то есть вытолкнут с презрением, выброшен.
В этот момент определилась жизнь древнего, плотского человека, теперь человек предоставлен своему произволению и начинает путешествие по мiру, самостоятельно, без руководства Духа Божия, Которым адам пренебрёг (Быт.6:3), он познаёт теперь самостоятельно дилемму сочетания требований плоти и духа (Рим.7:14-25). И, безусловно, плоть, потерявшая общение с Духом Божиим, и, потерявшая духовное руководство Бога (Рим.1:21), обретает победу в человеке. Как пишет об этом святой апостол Павел: «И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная» (Рим.1:28).
Изменился и путь познания Вселенной, теперь путь ведения заменяется путём опытного, прикладного знания, что окончательно лишило человека Божественного водительства и сказал Бог: «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт.6:3).
Благодатное пребывание Силы Божией (Благодати) сокрылось над человечеством из-за вечного пренебрежения человеком водительства Духом Божиим.
Но Бог, создавший человека, при его создании обручился (τὸν ἀρραβῶνα τοῦ Πνεύματος) с ним Духом Своим, что и являлось для каждого человека личной возможностью обращения к Богу, как писал святой апостол Петр о древних пророках: «яко всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает. Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы» (2Пет.1:20,21).
Об обручении Бога с человеком Духом мы узнаём у святого апостола Павла, который написал: «ὁ δὲ κατεργασάμενος ἡμᾶς εἰς αὐτὸ τοῦτο Θεός, ὁ δοὺς ἡμῖν τὸν ἀρραβῶνα τοῦ Πνεύματος» (ΠΡΟΣ ΚΟΡΙΝΘΙΟΥΣ Β΄ 5 ΚΕΦΆΛΑΙΟ - ΚΑΙΝΉ ΔΙΑΘΉΚΗ - Nestle Greek NT 1904:
https://bible.by/nestle/54/5/; ) [Сотворивый же нас в сие истое Бог, Иже и даде нам обручение Духа. (2Кор.5:5)],
Жизнь человечества без Богообщения, в мiру, породила опыт «суетной жизни, преданной вам от отцов» (1Пет.1:18), то есть опыт предков, который был «кодексом чести» каждого народа.
Вернуть человечество к Слову Божию пришёл Спаситель, «егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единороднаго» (Гал.4:4), Он, Господь наш Иисус Христос, и указал фарисею Никодиму на необходимость перерождения человечества для обретения прямого общения с Богом.
Никодим не понял Его и ответил Спасителю, что это невозможно. Спаситель же, упрекая его, говорит: «ты еси учитель израилев, и сих ли не веси?» То есть, Спаситель говорит, что перерождение или преображение человека доступно человеку в земной жизни, вот, Его слова: «аще земная рекох вам, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете?» (Иоан.3:10,12). А о спасении избранных Божиих говорили и пророки древнего Израиля (Ис.45:22; Ис.4:2; Иер.35:15; Иер.23:5; Зах.3:8).
Итак, человек добровольно нарушил Заповедь (Слово Божие), что изменило смысл и гармонию его жизни во внешнем мiре, за это он был изринут (выброшен) из рая Едема (Быт.3:24), Князь мiра сего принял человека, лишённого Божественного управления и благодатной жизни, и человек, предоставленный «неискусному (превратному) уму творить неподобная (непотребная)» (Рим.1:28) более и более погружался в удовольствия плоти, что привело к распространению злобы среди всего животного мiра (развращению) и пренебрежению Благодатной помощи Духа Божия в земной жизни человека (Быт.6:5,3,7; 2Пет.3:5-7).
Человечество сформировало кодексы «суетной жизни» (1Пет.1:18), которыми и управлялись народы, каждый в своём месте обитания.