СЕДМИЦА 3-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ,
ПЯТНИЦА
Римлянам, 101 зачало, IX.6-19
Братие, не такоже, яко отпаде Слово Божие: не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль, 7 ни зане суть семя Авраамле, вси чада: но во Исааце, рече, наречется ти семя. 8
Сиречь, не чада плотская, сия чада Божия: но чада обетования причитаются в семя. 9
Обетования бо Слово сие: на сие время прииду, и будет Сарре сын. 10 Не точию же, но и Ревекка от единаго ложа Исаака отца нашего имущи: 11 еще бо не рождшымся, ни сотворившым что благо или зло, да по избранию предложение Божие пребудет 12 не от дел, но от Призывающаго, речеся ей, яко болий поработает меншему, 13 якоже есть писано: Иакова возлюбих, Исава же возненавидех. 14
Что убо речем? Еда неправда у Бога? Да не будет. 15 Моисеови бо глаголет: помилую, егоже аще помилую, и ущедрю, егоже аще ущедрю. 16 Темже убо ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога. 17 глаголет бо Писание фараонови: яко на истое сие воздвигох тя, яко да покажу тобою Силу Мою и да возвестится Имя Мое по всей земли. 18 Темже убо, егоже хощет, милует: а егоже хощет, ожесточает. 19 Речеши убо ми: чесо ради еще укоряет, Воли бо Его кто противитися может?
СЕДМИЦА 3-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ,
ПЯТНИЦА
Матфея зачало 38; 10. 32-36, 11.1
Рече Господь Своим учеником: всяк иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех: 33 а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. 34 Не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но мечь: 35 приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. 36 И врази человеку домашнии его. 1 И бысть, егда соверши Иисус заповедая обеманадесяте ученикома своима, прейде оттуду учити и проповедати во градех их.
СЛОВО БОЖИЕ СЕГОДНЯ
Святой апостол Павел пишет:
"Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Исход.33,19). 16 Итак
помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося,
но от Бога милующего. 17
Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле» (Исх.9,16). 18
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. 19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет Воле Его?»
(Римлянам 9. 16, 18, 19)
из ЕВАНГЕЛИЯ ХРИСТОВА :
Сказал Господь Своим ученикам:
"...всяк иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех: а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. Не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но мечь: приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашнии его..."
(от Матфея 10. 32-36)
В пятницу 3-ей седмицы по Пятидесятнице:
«всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим.11:32-34)
Начало Новозаветных книг открывается обличением иудеев в похвальбе о своей избранности. Так Иоанн Предтеча обличает «многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Матф.3:7-12).
Ожесточение иудеев произошло по Воле Божией. В книге Деяний апостольских читаем слова апостола о предсказанной пророками смерти Иисуса Христа: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли, пригвоздив руками беззаконных, убили…» (Деян.2:22,23). Это убийство Иисуса Христа смирило, послушный раввинам, народ еврейский, апостолы же Христовы проповедали мiру Спасителя.
Обращаясь к язычникам, апостол Павел пишет: «не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны.
Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?..» (Рим.11:25-34).
Итак, Спаситель рода человеческого «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Апостол спрашивает: «Неужели Бог [есть Бог] Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим.3:29,30).
Для чего же выделяются отдельные исторические личности или народы? Сегодня мы читаем о фараоне: «Я поставил тебя для того, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Итак, Господь даёт личностям и народам возможность показать дарования, присущие человечеству, чтобы через их служение мiру вызвать благодарение Создателю за Его Премудрость, явленную в этих людях.
Об этом и говорит нам Евангельский текст сегодня: «кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Исповедать Христа - исследовать и практиковать полученные знания о человеке из Учения Христова среди «рода неверного и развращённого».
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее».
То есть разделить навыки светского обращения между собою на естественные и уважительные ребёнка к взрослому и старшего к младшему, освятить и оправдать юношеский максимализм в его понимании естественной правды, показать ложь «суетного жития переданного от древних отцов» (1Пет.1:18).
Поэтому, человек, желающий показать мiру возможность жить по чести и справедливости, встречает противление, прежде всего среди домашних. «И враги ЧЕЛОВЕКУ - домашние его». (см. Странник, А.С.Пушкин,
https://www.culture.ru/poems/5030/strannik )
Человеку же свойственно покорять мир вокруг себя и под себя. Для этого он использует право старшего, сильного, право начальника, право родителя.
Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы среди людей создать братские и сестринские взаимоотношения. Для того, чтобы в их среде жил Дух Христов, а через него все они (люди), сочетавшись со Христом, объединились в Единую семью, Тело Христово.
Поэтому Он и говорит, что Он вбросил, вверг ,
(принёс -
http://slavdict.ru/_0082.htm ) меч, который разрубает общепринятые общественные отношения между людьми, возвращая людей к познанию духовной жизни человека, взаимному уважению, отвлекая "от суетной жизни, преданной (им) от отцов" (1Пет.1:18).
Явить в самом себе образ Человека и послужить другим любовью, ибо "нет Воли Отца Небесного, чтобы погиб один из малых сих" (Матф.18:14)
1. Мысль о том, что Богу нет необходимости в человеческих подвигах, ибо все подвиги человека не являются самоцелью его спасения, а лишь способом для приобретения Спасения от греха.
Поэтому апостол задает вопрос, которым и оканчивается апостольское чтение в пятницу. "Речеши ми:
чесо ради еще укоряет, Воли бо Его кто противитися может?"
Следовательно, необходимо выяснить в чём состоит Воля Божия?
2. Что есть Воля Божия? "сегодня идет речь о том, что плотским мудрованием не постичь человеку мыслей Творца. Для этого необходимо человеку познавать Волю Божию
Господь сказал: " несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых сих."(Матф.18:14) Святой апостол Павел пишет в послании фессалоникийцам: " воля Божия,
святость ваша, хранити себе самех от блуда, и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и языцы не ведящии Бога..." (1Фесс.4. 3-5). "Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день."(Иоан.6:39,40)
Итак, Воля Отца Небесного состоит в том, чтобы человек всецело был верен своему Творцу. "Сам Бог мира да освятит вас всесовершенных во всем: и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится." (1Фесс.5:23)
В времена Ветхого Завета Бог через пророка предупреждал, что Его мысли и размышления человеческие расходятся как небо от земли: "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь.
Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших."
(Исаия 55. 8,9)